Билетик без лишнего. Билетные сервисы МТС меняют бизнес-модель

Принадлежащие МТС сервисы Ticketland и Ponominalu отменили комиссию с пользователей при покупке билетов на культурные мероприятия. Это может привести к изменению сложившейся на рынке модели ценообразования и заставить конкурентов также пересмотреть стратегии. При этом выручка с вознаграждений за продажу билетов от площадок и организаторов вряд ли позволит МТС заработать, считают эксперты: скорее, речь идет о привлечении аудитории.

Билетные сервисы Ticketland и Ponominalu отменяют сервисные сборы при покупке билетов на культурные мероприятия, сообщил владеющий ими оператор МТС. В рамках новой модели зарабатывать компании планируют на вознаграждениях за продажу билетов от площадок и организаторов, уточнили в пресс-службе МТС. Оператор также запускает продажи билетов без сервисного сбора в 1 тыс. салонов собственной розничной сети в нескольких регионах, включая Москву.

Ticketland и Ponominalu — одни из крупнейших билетных сервисов на российском рынке, в числе лидеров также Concert.ru, RedKassa, Parter.ru, Kassy.ru, «Рамблер-Касса» и «Яндекс.Афиша», отмечает главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Объем российского билетного рынка, по оценкам представителей индустрии, составляет 45–60 млрд руб. в год без учета кинотеатров, говорится в исследовании PwC, проведенном в 2018 году. «Почти все представители билетных операторов отмечают, что предпочитают взаимодействовать с организаторами на основе комиссионной модели»,— отмечали в PwC. Так, 45% представителей билетной индустрии России, участвовавших в опросе, при ценообразовании взимают комиссию, еще 45% используют комиссию и наценку и 10% — только наценку.

Исключив сервисный сбор, Ticketland и Ponominalu фактически отказываются от доходов, а расходы берет на себя МТС, рассуждает Евгений Сафронов.

Объем вознаграждения за продажу билетов от площадок и организаторов вряд ли позволит компаниям заработать, скорее всего, удастся лишь покрыть часть расходов, считает эксперт. Изменение бизнес-модели он объясняет тем, что в мировой индустрии культуры и развлечений все шире применяется корпоративная модель, когда организации культуры решают не коммерческие, а сервисные задачи, привлекая аудиторию для материнских IT-корпораций. «В билетной сфере это, насколько мне известно, применено впервые»,— отмечает господин Сафронов. При отмене сервисных сборов стоимость билетов для конечных покупателей может серьезно снизиться, в том числе за счет того, что перекупщикам также придется пересмотреть стоимость, уверен он: «Чтобы удержаться на рынке, конкуренты неизбежно также будут корректировать свои бизнес-модели».

Директор «Рамблер-Кассы» Андрей Полончук сообщил “Ъ”, что компания будет «с интересом смотреть за экспериментом коллег». «Что касается нашего бизнеса, то эта инициатива не окажет на него заметного влияния, так как доля театральных и концертных билетов в структуре нашей выручки незначительна»,— отмечает он («Рамблер-Касса» специализируется на билетах в кинотеатры). Детали действующего ценообразования в компании не раскрывают, но уточняют, что оно «соответствует принятым на рынке подходам».

В «Яндекс.Афише» не комментируют идею отмены комиссии при продаже билетов, но отмечают, что в марте сервис запускает расширенную программу лояльности, которая чуть позже распространится и на подписчиков «Яндекс.Плюс». В ее рамках пользователь будет получать со всех типов билетов, в том числе в театр, на концерты и в кино, от 10% до 25% цены в виде баллов, на которые также можно будет покупать билеты.

Юлия Тишина

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: веб-сервис, МТС