Пользователи платят и заказывают музыку

В 2018 году объем рынка музыкального стриминга в России составил 4,7 млрд рублей. Из них 3,2 млрд рублей принесла платная модель подписки, и 1,5 млрд рублей - рекламная. Такие данные приводит в исследовании J’son & Partners Consulting.

В компании считают, что рынок музыкального стриминга в России будет интенсивно расти и к 2021 году достигнет 18,6 млрд. рублей (CAGR составит 58%). Из них выручка по платной подписке составит 12,5 млрд. рублей, и 6,1 млрд. рублей прогнозируется выручка по модели прослушивания музыки с рекламой.

 "Стриминг - самый быстрорастущий сегмент и основной драйвер роста всей музыкальной индустрии на протяжении 2014-2018 гг. В ближайшее время он останется главным способом потребления и монетизации аудиоконтента", - сообщают исследователи.

По данным исследования 61% российских пользователей интернет знакомы с услугами музыкального стриминга. При этом 48% слушают музыку почти ежедневно, а 69% делают это три раза в неделю и чаще.

 Исследователи отмечают, что в развитых странах работает от 7 до 10 сервисов музыкального стриминга, в России присутствует 8 игроков и рынок близок к насыщению.

Представитель пресс-службы J’son & Partners сказал корреспонденту ComNews, что в России сейчас работают  локальные стриминговые сервисы, такие, как Яндекс.Музыка, Boom/VK Music, "Звук" и мобильные операторы. "Из глобальных это Apple Music, Deezer, YouTube Music. Летом 2019 года ожидается выход на российский рынок Spotify. Самыми большими компаниями по выручке являются Яндекс.Музыка, Boom/VK Music, Apple Music", - добавил он.

"Анализ перспектив развития рынка показал, что его структура изменится под воздействием роста общего числа подписчиков и рекламных затрат, а также маркетинговой политики действующих игроков", - отмечено в исследовании.

Основными драйверами роста для рынка музыкального стриминга по мнению исследователей станет первое место России по доле пользователей стриминга в общем количестве слушателей музыки (87%), рост наличного парка мобильных устройств, на которые приходится 65% объема потребления музыкальных стриминговых сервисов в России, рост количества подключаемых устройств, таких как умные колонки, а в перспективе connected cars, борьба с пиратством и повышение тарифов на подписку.

"Также драйверами станут  рост количества подписчиков и увеличение затрат рекламодателей на размещение рекламы внутри сервисов музыкального стриминга. Барьерами для развития музыкального стримингового рынка в России могут стать падение доходов населения и возможная негативная динамика на рекламном рынке", - сказал корреспонденту ComNews представитель J’son & Partners.

J’son & Partners Consulting прогнозирует увеличение доходов музыкального стриминга в мире до $14,3 млрд в 2021 году (CAGR 17%), а число платных подписчиков увеличится до 446 млн. Рост, по мнению  исследователей, будет поддерживаться развивающимися рынками (Бразилия, Мексика, Индия, Россия), а также странами с поздним принятием музыкального стриминга (например, Германия и Япония). "Крупнейшими мировыми компаниями являются Spotify (бесплатные и премиальные услуги) и Apple Music (первый выбор платных услуг для пользователей iOS). Самое большое количество пользователей сервисов музыкального стриминга в США, Китае и Индии, причем в двух последних лидируют локальные игроки", - подсчитали исследователи.

В исследовании J’son & Partners отмечает, что услуга музыкального стриминга не приносит высокого дохода и не является самодостаточным источником прибыли. "При этом компании используют музыку для создания клиентской лояльности ко всей экосистеме. Расширение предложения медиасервисов может быть достигнуто за счет самостоятельной разработки, приобретения стартапов и развитых компаний, сотрудничества с сервисами по партнерской модели", - предложили исследователи.

Руководитель продвижения музыкального сервиса ВКонтакте Роман Богаутов сказал корреспонденту ComNews, что на данный момент количество активных платных и пробных подписок музыки ВКонтакте и BOOM составляет 2,1 миллиона человек. "И, конечно же, десятки миллионов любителей музыки слушают песни в VK без подключения платного тарифа. Так называемый музыкальный стриминг в России зародился именно ВКонтакте. Правда, тогда это еще не называли стримингом. У пользователей VK ещё в 2007 году появилась возможность слушать музыку онлайн, не скачивая каждый трек отдельно. Сейчас это звучит как данность, но в то время это была революция. Мы видим, что сейчас огромное количество новых талантливых музыкантов находят свою аудиторию в соцсети. Так, например, начинали Монеточка, Гречка, Элджей. Для молодых музыкантов это отличная возможность для реализации, ведь теперь, чтобы делиться музыкой и находить поклонников своего творчества, не обязательно иметь продюсера и контракт с лейблом. Что ещё более ценно, молодые музыканты показывают очень стремительный рост на нашей платформе. Например, в конце прошлого года Элджей был признан самым прослушиваемым артистом на площадке VK за всю историю. Поэтому драйверами развития рынка стриминговых сервисов мы считаем рост числа молодых музыкантов и упрощение условий для создания музыки. Это, в свою очередь, приведет к росту прослушиваний и сделает рынок более прозрачным", - прокомментировал Роман Богаутов. 

Представитель пресс-службы МТС сказал, что у компании есть собственный музыкальный стриминговый сервис МТС Music, созданный в партнерстве с Яндекс Музыкой, у которого количество ежемесячных активных пользователей за 2018 год выросло на 522%. "Также с мая прошлого года действует партнерский проект с Apple Music, в рамках которого абоненты МТС могут в течение шести месяцев слушать музыку через сервис бесплатно. Потребление стриминговых сервисов действительно стремительно растет по ряду причин: появление удобных приложений, развитие сетей LTE, обнуление мобильного интернет-трафика для абонентов МТС при пользовании сервисом, как в случае с МТС Music, низкая стоимость подписки и возможность в течение шести месяцев слушать музыку бесплатно, как в случае с Apple Music. Кроме того, на популярном среди молодежи тарифе Х при пользовании, в том числе, музыкальными стриминговыми сервисами обнуляется интернет-трафик", - рассказал представитель пресс-службы МТС.

Основатель проекта Rock After Work Сергей Денисенко сказал корреспонденту ComNews, что сильные позиции на рынке занимают Яндекс.Музыка, Vk Music, Apple Music и Google Play. "После введения платного прослушивания Vk Music, многие паблишеры говорят, что для российских авторов и исполнителей этот стриминг сервис стал заметным источником доходов, которые превышает другие аналогичные сервисы. Рынок стриминга сейчас активно развивается и продолжит расти. Но разговор о покупке платного музыкального контента скорее можно вести для крупных городов, в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга. Доходы населения растут медленно, цены на продукты и другие товары первичного потребления увеличиваются, отдавать свои деньги за музыку будут готовы далеко не все граждане. Стриминги как таковые - это перспективная и правильная история в своевременных реалиях, но, как сказано в исследовании, в экосистемах крупных компаний - это работа на лояльность аудитории. Еще 10 лет назад я общался со знакомой из Калифорнии, для которой было нонсенс бесплатно скачать музыку или фильмы из интернета - это наказывалось законодательно, да и в принципе они так воспитаны. За контент надо платить - это должно выработаться на подсознании. Сейчас для этого предпринимается много шагов, но пока основная часть платежеспособного населения - это люди, которые выросли на бесплатном пиратском контенте из интернета. Переучить их будет непросто. Необходимо больше показывать, что за этим контентом стоит огромная проделанная работа авторов, исполнителей, лейблов, паблишеров, маркетологов и других", - поделился Сергей Денисенко.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын посоветовал не обольщаться насчёт быстрого горста рынка стриминговых сервисов в России, поскольку, так же как в случае планшетов, смартфонов, и онлайн-видео, источником являются бюджеты домохозяйств. "Когда состоятельные домохозяйства осваивают новую услугу, фирмы-поставщики это видят, у них появляются средства заплатить исследователям,  и исследователи показывают рост. Однако, так же как в случае с планшетами, и даже смартфонами – рост в нашу эпоху становится не только очень быстрым, но и кратковременным. Состоятельные домохозяйства быстро исчерпываются.  Юные пользователи могут демонстрировать уверенное владение информационными технологиями, нажимая кнопку "подписаться", но решение об оплате по-прежнему, принимает, глава домохозяйства. Поскольку быстрого роста доходов домохозяйств не наблюдается, объективной базы для роста расходов на развлечения нет, в том числе и цифровые. Объём российского рынка стриминга в 6 миллиардов рублей означают 3,6 рубля расходов на музыку на человека в месяц. Пользователь, ARPU которого на все услуги, связанные со связью и интернетом, около 300 рублей, может тратить на музыку небольшую долю этого бюджета, порядка 15%, ведь ему нужно ещё и фильмы смотреть, да и рынок онлайн-образования тоже нуждается в оптимистичной аналитике. Поэтому можно предположить, что рынок имеет потенциал роста до 10-15 миллиардов рублей, но может внезапно остановиться. Барьером для роста является уровень дохода российских домохозяйств", - объямнил Леонид Делицын.

Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова сказала, что первый музыкальный стриминговый сервис запустил Яндекс. "В 2018 году количество слушателей "Яндекс. Музыки" составило 20 млн, в то время как платных подписчиков насчитывалось около 350 тыс. К ключевым игрокам также стоит отнести Boom от "ВКонтакте", Google Music, YouTube Music и Apple Music. Более того, Spotify создает интерфейс на русском языке, в связи с чем ожидаю распространение данного сервиса на территории России. На мой взгляд, российский рынок потоковой музыки развивается вслед за мировым рынком, тем не менее, привлекательность данного рынка зависит от набора услуг на бесплатной основе. Совокупное число россиян, слушающих музыку по платной подписке в интернете, в прошлом году не превысило миллиона. Вероятно, количество платных подписчиков останется прежним в текущем году, поскольку платные музыкальные подписки не пользуются особой популярностью в России в отличие от США, где платный музыкальный контент получают 54 млн человек. Полагаю, барьером для развития данного сегмента может стать высокая цена подписки. Однако, драйвером роста является спрос на облачные сервисы по хранению музыки оффлайн, вместо внутренней памяти смартфона, а также борьба с пиратским контентом и защита авторских прав, согласно которым будут заблокированы источники с доступом к бесплатному контенту", - прокомментировала Александра Овчинникова.

Юлия Мельникова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Web

Ключевые слова: исследование рынка, мобильный контент