Операторы очень не хотят ценовых войн

В августе компания "Вымпелком-Р" (торговая марка "Би Лайн") завершила свою региональную экспансию на Северо-Западе, покрыв сетью Мурманскую область. Таким образом теперь операторы "большой тройки" будут конкурировать на всей территории региона. Они уверены, что именно сейчас пришло время для начала активной борьбы за регионального абонента. Однако именно особенности небогатых провинциальных рынков могут подтолкнуть операторов к созданию картеля.

Проникновение услуг сотовой связи в Петербурге и Ленобласти уже приближается к 80%, а к концу года, по оценке ACM-Consulting, составит уже 93%. Операторы уверены, что именно регионы, где проникновение в среднем составляет чуть более 30%, теперь станут той территорией Северо-Запада, на которой в ближайшие годы будет происходить активный набор абонентов. "Я думаю, что активный рост числа сотовых абонентов в Петербурге будет продолжаться еще один год, после чего увеличение количества абонентов пойдет за счет регионов", -- говорит коммерческий директор Северо-Западного региона "Вымпелкома-Р" Игорь Заруднев. "В этом году интенсивный рост абонентской базы в регионах превосходит все самые радужные прогнозы. Если на начало года доля региональных абонентов в общей абонентской базе северо-западного филиала "МегаФона" составляла менее 28%, то к концу года мы ожидаем увеличения доли до 40%", -- считает коммерческий директор северо-западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук. В "Мобильных телесистемах" (МТС) сообщили, что прирост областных абонентов на Северо-Западе уже составил 100%.

МТС и "МегаФон" уже конкурируют между собой по всей территории Северо-Запада. Теперь, запустив свою сеть в Мурманске, к ним присоединится "Би Лайн". По словам господина Заруднева, основная особенность регионального бизнеса заключается в том, что провинциальный рынок, в отличие от петербургского, более эластичен к цене. Другими словами, если в Петербурге и Ленобласти пользователи при выборе оператора руководствуются не столько ценовыми характеристиками, сколько собственной симпатией к той или иной компании, то в регионах именно тарифы являются определяющим фактором. "В крупных городах при выборе сотового оператора еще велика эмоциональная составляющая и не все решают цифры. Причем все игроки сотового рынка стараются сохранить эту так называемую эмоциональную составляющую и никто не хочет лобового столкновения тарифов", -- говорит начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. "Доходы на душу населения в Петербурге выше, чем в областных центрах. Региональные абоненты гораздо чувствительнее к цене", -- считает аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

То, что главным параметром для регионов является цена, подтверждает и опыт конкуренции в областях Северо-Запада МТС и "МегаФона". Например, МТС в Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия (в этих регионах компания проигрывает "МегаФону" по числу абонентов практически в 3 раза), запустила услугу "3:1", которая дает возможность звонить внутри сети по цене 1 цент за минуту. В свою очередь "МегаФон" смело повел себя в Пскове (где он заметно проигрывает МТС), отменив на тарифе Эффект.ru плату за все входящие звонки и с городских, и с мобильных телефонов. Понятно, что выход третьего оператора "большой тройки" на региональные рынки Северо-Запада заметно обострит борьбу за провинциального абонента и вполне может привести к ценовым войнам. К тому же, по словам господина Погребинского, в условиях акцентированно-эластичного к цене рынка "Би Лайну" будет гораздо сложнее, чем конкурентам, набирать абонентов: "Абонент будет отдавать предпочтение тому оператору, чьими услугами уже пользуется его окружение. Зато в пользу "Би Лайна" будет сильная раскрученность брэнда", -- говорит он.

Между тем проводимые операторами маркетинговые инициативы в регионах оборачиваются не только увеличением доли рынка, но и падением показателя доходности на одного абонента в месяц (ARPU). Так, в "МегаФоне" сообщили, что ARPU в регионах Северо-Запада на треть меньше, чем в Петербурге и Ленобласти. Другие операторы не разглашают этих данных, но вполне можно предположить, что и у них доходность на местах тоже отличается от аналогичного показателя в Петербурге, и не в лучшую сторону. Появление же на областных рынках третьего крупного игрока по традиции вызовет дальнейшее падение ARPU. Например, до прихода в Петербург "Мобильных ТелеСистем" "МегаФон" получал около 25 USD с каждого абонента в месяц. Сейчас же среднее ARPU GSM-операторов Северной столицы уже составляет всего 13 USD. Между тем, по подсчетам аналитиков, грань рентабельности сотового бизнеса соответствует ARPU, равному 5 USD, и, вероятно, в регионах Северо-Запада этот показатель впервые достигнет такой отметки.

Поскольку GSM-операторы уже исчерпали возможности вести конкуренцию неценовыми методами, их топ-менеджеры в кулуарных беседах не стесняются говорить о том, что картельный сговор между игроками в скором будущем станет необходимым условием для ведения бизнеса. Дело в том, что возможности стандарта, по сути, исчерпаны и предложить рынку конкурентоспособную услугу, отличающуюся от тех, что уже присутствуют на рынке, не представляется возможным. Поэтому компаниям ничего не остается, как бороться за абонентов путем снижения тарифов. Если же подобная конкуренция зайдет слишком далеко, то отрасль ожидает глубокий кризис -- демпингуя, операторы не смогут оперативно окупать и расширять собственные мощности. Своими публичными заявлениями операторы "большой тройки" уже, по сути, сделали первый шаг к созданию картеля. "Все операторы дружно заявляют, что ценовых войн не будет. Я думаю, что выдержки хватит у всех. Если же ценовая война будет развязана, то итог ее будет плачевным для всех участников рынка", -- говорит господин Погребинский.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: