Главная проблема сотовой связи в России – медленное развитие рынка услуг передачи данных

23 сентября в Москве прошла ежегодная В2В-конференция "Беспроводная связь в России: бизнес-модели будущего", организованная газетой "Ведомости" для профессиональных участников рынка беспроводной связи. Заявленные организаторами темы и список участников удивили размахом - широчайший, едва ли не всеобъемлющий круг проблем и бизнес-элита рынка коммуникаций. Светским раутом дело не ограничилось: камерная атмосфера помогла развязать живые профессиональные дискуссии. Докладчики чаще говорили о насущных проблемах рынка и возможном их решении, чем об успехах и достижениях собственной компании.

Первым предложил тему для обсуждения заместитель руководителя Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный: "Одна из самых больших проблем на сегодняшний день (не только у нас в стране и на Западе тоже) – это нежелание компаний-операторов развивать услуги контента. Не хотелось бы, чтобы мы отстали и потребляли тот продукт, который производят в других странах. Если не будут развиваться отрасли беспроводной передачи информации, то связь будет востребована не в том объеме и не с тем экономическим эффектом, который мы ожидаем".

Владимир Лагутин, генеральный директор компании "Система Телеком" попытался оценить расстановку сил на рынке услуг беспроводной связи: "Пользователь сети Интернет с большой долей вероятности является пользователем сотовой связи и потенциальным потребителем услуг передачи данных. Уровень проникновения сотовой связи на территории московского региона на начало августа приближается к 81%. По России в целом уровень проникновения составляет 37%".

 Владимир Лагутин нашел объективную причину того, что компании не слишком активно внедряют новые технологии контента. За последние годы доля прибыли от дополнительных услуг была ничтожна по сравнению с доходами от голосовой связи. Только в последнее время структура операторских доходов начинает меняться в сторону увеличения прибыли от услуг беспроводной передачи данных.

С анализом успехов и неудач самых громких инновационных технологий за сезон лето 2003 – зима 2004 выступил Андрей Богданов, начальник отдела аналитических исследований "Альфа-банка". По его словам, основная масса нововведений операторов сотовой связи за прошедший период была связана с тарифными изменениями - компании старались разнообразить и улучшить линейки тарифных планов. Такая тенденция на рынке легко объяснима: работа всех операторов построена на одной схеме, где доля дополнительных услуг невелика, а голосовые услуги приносят наибольший доход. В таких условиях тарифы играют решающую роль. Для подтверждения своих слов Андрей Богданов привел в качестве примера тариф "Fix" "МегаФона", который очень сильно повлиял на развитие сети и долю оператора на рынке сотовой связи. После введения тарифа "МегаФон" с 8% подключающихся сделал резкий рывок к 30% и вышел на один уровень с "Мобильными ТелеСистемами" и "ВымпелКомом".

Сравнивая рынок сотовой связи с европейским, Андрей Богданов, не мог не отметить, что он на порядок беднее: в месяц российский абонент в среднем тратит 10-14USD, европеец – 40-45USD. Только отток абонентов у нас выше, чем в развитых странах и составляет 30-40%.

Однако это не мешает нашему рынку развиваться, а компаниям-операторам и производителям расти – об этом говорят цифры: в начале 2003 одна акция "Вымпелкома" стоила 13-15USD, за год цена выросла почти втрое и составила 45USD. Сейчас, по словам Андрея Богданова, акции начали немного падать в цене, но, с расширением рынка дополнительных услуг, должны снова пойти в гору.

"Хаос и порядок: исход противоборства" назывался доклад Николая Цихомского, вице-президента по финансам компании "Мобильные ТелеСистемы". Такое название темы определило философскую направленность доклада: речь шла об оценке достоверности краткосрочного и долгосрочного планирования развития в условиях скачкообразного и плохо предсказуемого развития технологий. На рынке сотовой связи то и дело возникают новые, революционные, решения. Технологии, которые долгое время считались передовыми и очень перспективными, как, например, аналоговые AMPS, MNT и пейджинговая связь, в настоящее время утратили свою привлекательность. Стоит ли оператору делать на них ставку или суперсовременная технология, в которую были вложены большие деньги, некоторое время спустя останется невостребованной? И как в таких условиях компаниям производить долгосрочное планирование? На эти вопросы попытался ответить Николай Цихомский: "Услуги, которые может предоставить оператор, развиваются не революционно, а эволюционно: возможность предоставления любой услуги зависит от доступной скорости передачи данных. Эту скорость операторы постоянно и целенаправленно увеличивают".

После открытой дискуссии "Пути развития сетей следующего поколения. Светлое завтра. Кто и чем в него войдет" участники конференции разделились на две рабочие секции: "мобильная связь" и "беспроводные решения". Первая группа, в основном, уделила внимание новым стандартам связи: не оправдавшему надежд 3G и перспективному 4G, который уже появился в поле зрения операторов. Завершилась работа этой секции вопросом: следовать ли оператору за спросом на услуги или стоит формировать этот спрос? Вторая секция обсуждала перспективы развития рынка услуг по передаче данных и протоколов передачи: WiFi и WiMAX. "Опыт развертывания технологии передачи данных мобильными операторами показал, что сама возможность не востребована рынком" - сказано в резюме одного из докладов. Останутся ли сотовые операторы нишевыми игроками на рынке услуг передачи данных, и каким путем будет развиваться этот рынок – таким был главный обсуждаемый вопрос в этой секции. Андрей Агеноров, директор департамента беспроводных технологий компании КОМПЭЛ считает, что к 2007 году произойдет значительный рост потребления подобных услуг.

Статистические данные свидетельствуют, что во всем мире численность абонентов сотовых телефонов превысила число абонентов фиксированных сетей. Поэтому все участники форума безоговорочно сошлись во мнении, что за беспроводными технологиями будущее, и, невзирая на существующие проблемы, их развитие – очевидная тенденция.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: