Безопасные дороги станут качественнее

Пра­витель­ство внес­ло в Гос­ду­му за­коноп­ро­ект, пре­дус­матри­ваю­щий внед­ре­ние ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы кон­тро­ля за фор­ми­рова­нием и ис­поль­зо­ванием средств до­рож­ных фон­дов (СКДФ). Про­ект за­кона так­же пред­ла­гает уп­раз­днить Еди­ный го­сударс­твен­ный ре­естр ав­то­мобиль­ных до­рог (ЕГ­РАД), пос­коль­ку он не от­ве­чает фун­кциям фор­ми­рова­ния и под­дер­жки еди­ной циф­ро­вой ба­зы дан­ных в сфе­ре до­рож­но­го хо­зяй­ства. Эк­сперт оце­нил соз­да­ние СКДФ в 250-300 млрд руб.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 1134427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Документ разработан в целях реализации задачи внедрения СКДФ, поставленной пунктом 8 Указа президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".

Предполагается, что СКДФ должна выполнять определенные функции для различных категорий пользователей автомобильных дорог. Например, для владельцев дорог - ведение и поддержание в актуальном состоянии сведений об автомобильных дорогах и их участках в цифровой форме, планирование дорожных работ, формирование программ расходования дорожных фондов, учет и контроль фактического выполнения работ. Для органов власти - возможность детального анализа информации об автомобильных дорогах и истории проведенных работ с учетом гарантийных обязательств, проведение анализа статей формирования и расходования средств дорожных фондов, оперативных и статистических показателей деятельности отрасли, формирование плановой и управленческой отчетности в электронном виде с использованием системы. Для коммерческих организаций - доступ к актуальной и достоверной информации об автомобильных дорогах, об участках проведения дорожных работ и планируемых дорожных работах, об аварийно- опасных участках. Для пользователей дорожной инфраструктуры - предоставление актуальной информации об автомобильной дороге в привязке к месту проживания пользователя, возможность отправки сообщения о качестве автомобильных дорог и прочие функции.

База данных СКДФ должна будет содержать сведения о 100% автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения к количеству дорог, указанному в действующих нормативных правовых документах федерального и регионального уровней, и сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Единый государственный реестр автомобильных дорог (ЕГРАД) в соответствии с законопроектом утратит силу, поскольку ЕГРАД не отвечает функциям формирования и поддержания единой цифровой базы данных в сфере дорожного хозяйства, предусмотренной паспортом национального проектом "Безопасные качественные дороги" в части аттестации на соответствие требованиям по защите информации, определенным паспортами национального проекта "Безопасные качественные дороги" и федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства". Об этом сказано в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того там указано, что нецелесообразно осуществлять одновременно эксплуатацию информационной системы (СКДФ) и информационного ресурса (ЕГРАД), состав информации в которых будет частично дублироваться.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал объяснил, почему ЕГРАД решили упразднить и создать новую систему контроля за дорожными фондами: "Модернизация старых систем, зачастую, более финансово затратный проект, нежели создание новой системы, отвечающей современным требованиям. Прогресс не стоит на месте, поэтому реализуемая в стране программа по цифровой трансформации ведомств требует обновления компонентов для предоставления населению качественных, быстрых услуг в современном формате. Прошлая система ЕГРАД выполнила поставленные перед ней задачи, поэтому новая система учета дорог и расходования средств дорожных фондов (СКДФ) будет более эффективно собирать данные обо всех дорогах в стране, в том числе и тех, что обслуживаются частными компаниями. В новой системе будут обеспечены прозрачные условия для контроля за средствами дорожных фондов, их использованием и полученными результатами (например, сведения о ремонте дорог и качестве покрытия). Важно, что и сами россияне могут присылать предложения по развитию дорожной инфраструктуры. Создание СКДФ может обойтись бюджету в 250-300 млрд руб."

Кроме того, правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий внесение в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения в части установления ответственности за нарушение порядка представления информации в СКДФ и порядка ее эксплуатации. Проект федерального закона № 1134454-7 разработан во взаимосвязи с предыдущим проектом закона. В пояснительной записке к документу сказано, что ситуация с ЕГРАД сложилась, в том числе, ввиду отсутствия в законодательстве РФ мер административной ответственности за нарушение порядка формирования и ведения ЕГРАД, которые бы побуждали собственников автомобильных дорог своевременно представлять требуемую информацию в реестр. В связи с этим разработан новый законопроект, предусматривающий штрафы.

Размеры административных штрафов, которые предлагается установить за совершение правонарушений варьируются от 3 до 10 тыс. руб. для граждан, от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 до 200 тыс. руб. для юридических лиц в зависимости от вида правонарушения. Федеральный закон в случае его принятия вступает в силу с 1 сентября 2021 г.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, ИТ в транспорте