Google Workspace: страсти не утихают

Когда в 2001 году в Google встал вопрос о выборе слогана для компании, то один из ее сотрудников по имени Пол Бакхайт предложил вариант: «Don’t be evil». На русский язык это можно перевести как «Не сотвори зла!». Этот слоган вскоре стал официальным, но Google постаралась ограничить его хождение. Изначально он распространялся исключительно как внутрикорпоративный слоган и появился в публичной сфере только на странице для инвесторов. Говорят, что Ларри Пейдж называл его мантрой, а появление слогана напоминало о хиппи - философии, которая была близка основателям Google.

История, с которой сейчас столкнулись многие пользователи сервисов Google, особенно в России, указывает на то, что в Google, видимо, немного подзабыли про свою корпоративную мантру. Ее следовало бы почаще повторять, особенно перед принятием важные для клиентского сообщества решений. Тем более, что в свое время в официальной заставке сервиса G Suite (сейчас Google Workspace), вокруг которого сейчас бушуют страсти, присутствовала фраза «Это бесплатно и всегда будет бесплатно».

Google Workspace (или G Suite) бесплатный навсегда для малых компаний

События последних дней связаны с популярным пакетом облачных инструментов Google Workspace (ранее он носил название G Suite, поэтому многие знают его именно под этим именем). Поводом для беспокойства стало письмо, разосланное в адрес постоянных клиентов Google Workspace.

20 января 2022 года Google объявила, что собирается полностью отменить бесплатный тариф, которым более 10 лет пользовались наиболее лояльные поклонники этого набора инструментов – как среди индивидуальных пользователей, так и малых компаний. Google предложила этим клиентам отказаться от привычной бесплатной подписки и выбрать взамен платный тариф. Если этого не будет сделано, Google заявила, что переведет всех оставшихся пользователей на подходящий (с ее точки зрения) тариф самостоятельно. Это будет осуществлено автоматически после 1 мая 2022 года.

Под гильотину попадут все, кто ранее ввел реквизиты своей банковской карты. На первых порах Google регистрировала новых пользователей просто по адресу электронной почты. Но с определенного момента для регистрации требовалось указать свои банковские реквизиты. Они также вводились, когда клиент совершал в прошлом какую-либо покупку.

Если же окажется, что в параметрах владельцев не окажутся банковские реквизиты, то Google… произведет принудительную блокировку этих аккаунтов. Это будет сделано после 1 июля 2022 года.

 

Инструменты Google Workspace (ранее G Suite). Источник: Google

 

За бизнес-использование надо платить

Набор облачных сервисов под названием Google Apps for Your Domain впервые был открыт в конце августа 2006 года. Базовый пакет услуг предоставлялся бесплатно. В его составе предлагался ящик электронной почты для одного пользователя с тем же объемом, который давала обычная учётная запись Gmail. Помимо этого предлагалось несколько веб-приложений с функциональностью, похожей на традиционные офисные пакеты: Google Calendar, Google Talk и Google Page Creator. Пакет предлагался бесплатно, но без технической поддержки со стороны Google.

Это предложение просуществовало четыре года, после этого возможность регистрации бесплатного пакета Google Apps была закрыта.

 

Тарифные планы Google Workspace. Источник: Google

 

Полгода спустя после первого запуска, в феврале 2007 года, Google объявила об открытии регистрации на профессиональный пакет Google Apps. Он был рассчитан на корпоративное применение и отличался от ранее бесплатной версии более крупным хранилищем (10 Гбайт на одного пользователя), предоставлял API для бизнес-интеграции и гарантировал безотказную работу почты Gmail (99,9%) с круглосуточной поддержкой по телефону. Цена корпоративного пакета составила $50 за пользователя в год.

 

Переписка по электронной почте доступна в полном объеме всем тарифным планам. Источник: Google

 

В апреле 2011 года Google объявила, что право на пользование оригинальной бесплатной версией Google Apps сохранится только для организаций, численность которых не превышает 10 человек (аккаунтов). Остальным было предложено перейти на платную версию - Google Apps for Business.

В конце 2012 года возможность осуществления новых регистраций для бесплатных доменов Google Apps Free была прекращена. В то же время аккаунты, которые были зарегистрированы ранее, остались бесплатными. Условия пользования также сохранились прежними: число аккаунтов не должно превышать 10, есть ряд незначительных функциональных ограничений.

Но был сделан еще очень яркий, щедрый шаг со сторны Google: было заявлено, что названные условия не изменятся никогда и будут действовать «пожизненно».

При этом развитие Google Apps не остановилось. В сентябре 2016 года Google объявила о ребрендинге пакета в G Suite. Четыре года спустя произошел новый ребрендинг: G Suite был переименован в свое нынешнее Google Workspace.

Теперь в нем существовали три платных профессиональных бизнес-пакета, рассчитанные для компаний с числом пользователей от 1 до 300. Стартовый профессиональный пакет офисных приложений Business Starter с хранилищем данных объемом 30 Гбайт на пользователя предлагается по $5,4 за одного пользователя в месяц; улучшенный пакет Business Standard с хранилищем до 2 Тбайт -  $10,8 на каждого пользователя; расширенный пакет Business Plus с хранилищем до 5 Тбайт - $18 за одного пользователя в месяц.

 

Ограничения тарифов Google Workspace. Источник: Google

 

При этом в тени остались те самые лояльные клиенты Google Workspace, которые получали услуги бесплатно.

«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

Объявленная Google новость, что «пожизненно» не значит «навсегда», вызвала бурю возмущений в социальных сетях, в том числе в российских. Хотя Google обещает, что переход к платной версии пройдет идеально и не вызовет перерывов в работе сервисов или потери данных, бесплатных пользователей волнует совсем другое. После 10 лет (не менее) бесплатного использования клиентам предлагается перейти на платное использование, которое может стоить от $64,8 за пользователя в год (соответственно, 10 пользователей – более $640 за год).

Необходимо сразу учесть, что за прошедшие годы у многих накопилась внушительная почтовая переписка, были настроены связи, работал бэкап. Так просто поменять «шило на мыло» может оказаться непросто. Хотя Google предложила функцию экспорта данных в Google Cloud с последующим переносом на новый хостинг по своему усмотрению, этот процесс чреват появлением многих подводных камней.

В то же время отмахнуться от проблемы нельзя. Потенциально можно потерять данные, накопленные в службах Gmail, Calendar и Meet. Радости, что не будут затронуты службы YouTube и Google Photos, не компенсируют горечи от возможных проблем. Да им многие не хотят менять ставший привычным набор.

А проблемы могут возникнуть на пустом месте. За 10+ лет работы коллектив компании мог измениться. Для перехода на новый хостинг потребуются права суперадминистратора, а эти данные могут быть не в активной копилке.

Но самое печальное может случиться с теми пользователями, которые подписались на сервис более 10 лет назад, но ограничивались применением только почты. Они могут даже не подозревать сегодня, что попали под риск потери своего почтового аккаунта (после 1 июля 2022 года).

 

Службы Google Workspace имеют защиту. Источник: Google

 

В Google решили не перегибать палку

Объявив об изменениях в Google Workspace и получив шквал негодования со стороны пользователей, в Google решили не форсировать события.

Неделю спустя после первого анонса, в Google объявили, что вводят еще один, третий вариант перехода. Для этого создается доступный, но непубличный вариант набора под названием G Suite Legacy Free Edition. Он позволит сохранить бесплатный аккаунт, которым можно будет пользоваться с некоторыми ограничениями. Будут удалены некоторые дополнительные инструменты, но какие именно, Google пока не назвала. Детальное описание нового аккаунта G Suite Legacy Free появится до 1 июля 2022 года.

В то же время некоторые условия уже известны. В частности, переход на бесплатный тариф будет доступен только тем компаниям/частным лицам, у который число аккаунтов не превышает 10. Сервис может использоваться только в личных целях или как семейный ресурс.

 

Форма для перехода на тариф G Suite Legacy Free. Источник: Google

 

Для перехода на тариф G Suite Legacy Free нужно зайти на страницу со своей учётной записи G Suite и заполнить форму.

Интересно отметить, что среди вариантов есть также «Business» и «For both» (для личных целей и бизнеса одновременно). Google не дает разъяснений, выдаст ли разрешение для тех, кто отметит эти опции. Более того, Google дает возможность ввести данные только один раз без возможности коррекции в будущем. Как быть, если опция была выбрана ошибочно, не сообщается.

Придется ждать результатов…

Дебаты, которые развернулись вокруг перемен, выявили ряд неожиданных проблем, о которых в Google, похоже, не подозревали заранее. Например, запрос на заполнении формы для перехода к тарифу G Suite Legacy Free явно указывает на то, что в Google понятия не имели, скольких же реальных пользователей затронет это изменение.

Если в результате объявленных действий будет закрыт личный домен, то при переходе на новую учетную запись с коммерческим тарифом потребуется выбрать новое имя пользователя и адрес электронной почты. Это позволит перенести ранее накопленные записи G Suite о совершенных покупках, документы, переписку электронной почты и многое другое. Но содержащиеся внутри данные будут относиться уже к новому аккаунту с другим именем. Это может вызвать проблемы с точки зрения непрерывности бизнес-процессов.

В Рунете уже развернулись широкие обсуждения, как переносить данные внутри Google и на внешние хостинги. У многих пока нет полной уверенности, что процесс будет легким. Google обещает подготовить необходимые инструменты в помощь пользователям, но справятся ли они с этой задачей, неизвестно.

Придется ждать результатов.

 

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Интеграция, Web

Ключевые слова: веб-сервис, Google