Цена комфорта. Минэкономики критикует «Безопасный город»

Законопроект, разработанный МЧС для запуска АПК «Безопасный город», получил критические замечания в отзыве Минэкономики. Основными поводами к недовольству послужили завышенная стоимость реализации проекта, а также повышенный риск компрометации данных, составляющих коммерческую тайну. В свою очередь, разработчики уверены, что своевременная интеграция проекта с городскими системами поможет снизить число чрезвычайных ситуаций и предотвратить многие угрозы жизни и здоровью людей.

Издание «Коммерсантъ» поделилось основными выводами из отзыва Минэкономики на подготовленный в сентябре 2021 законопроект МЧС, касающийся системы «Безопасный город». В отзыве от 21 декабря 2021 года содержится критика и документа в частности, и проекта в целом, в то время как МЧС сообщает, что официально такой отзыв ими получен не был.

Предполагается, что в рамках законопроекта руководство регионов будет запускать системы городской безопасности в комплексе с подключением к системе «Безопасный город» не по желанию, как сейчас, а рамках прописанной законом обязанности. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» разработан для объединения городских и частных систем и решений безопасности, таких, как датчики дыма, видеокамеры, анализирующие трафик на дорогах, системы распознавание лиц. Это, по мнению инициаторов проекта, должно повлиять на снижение числа чрезвычайных ситуаций и их жертв к 2030 году как минимум на четверть. Ежегодный ущерб от ЧС, как предполагается в рамках законопроекта, должен снизиться на 10 миллиардов рублей. Однако сама реализация АПК, вероятно, будет стоить в разы дороже: ее стоимость может доходить до 97 млрд руб. В отзыве Минэкономики также отмечено, что затраты частного бизнеса на исполнение закона в том случае, если он вступит в силу, будут «весьма существенными».

Так, стоимость подключения к готовой сети системы видеонаблюдения только одного железнодорожного вокзала составляет минимум 2,5 млн руб., а аренда канала связи, располагающегося в городе, требует инвестиций около 1,1 млн руб. Учитывая, что на балансе РЖД  находятся 890 вокзалов, подключение их к готовым сетям связи может составить более 2,2 млрд рублей, плюс около 1 млрд руб. в год придется выделять на аренду каналов связи.

Регионам тоже придется искать финансирование: в пример Минэкономики приводит затраты по Тульской области – 1,3 млрд руб, не внесенных в бюджет региона. Власти области сообщили СМИ, что для развития сегментов АПК уже направлено предложение в Минэкономики о разделении финансовой нагрузки с федеральным бюджетом.

В отзыве также высказываются опасения о том, что неограниченный доступ оператора системы «Безопасный город» к данным частных компаний может стать причиной утечки коммерческих сведений.

Оксана Якимюк, в качестве генерального конструктора АПК «Безопасный город», присутствовала на форуме «Защита и безопасность умного города», прошедшем 02.02.2022 в Москве. На форуме она рассказала, что АПК подразумевает отслеживание и предупреждение более ста видов угроз, а основной задачей комплекса является не просто автоматизация текущих процессов, но и «умное реагирование» на каждую конкретную ситуацию. Что касается затрудненного доступа оператора АПК к другим городским системам – это снижает точность оценки рисков и мешает планированию необходимых для реагирования ресурсов.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: регулирование