Game Over, онлайн-сервисы! Российским геймерам придется искать новые возможности

Российские геймеры могут потерять доступ к большинству онлайн-сервисов, осуществляющих цифровую дистрибьюцию видеоигр. Это связано как с обращением министра цифровой трансформации Украины к зарубежным разработчикам, так и с колебаниями курса валют. Оплата российскими банковскими картами становится невозможной, игрокам предлагаются различные варианты электронных кошельков для обхода ограничений. Альтернативой для отечественных киберспортсменов может стать сервис MY.GAMES Store, а в отдаленном будущем – сервис от разработчиков Сбера. Помимо риска закрытия всех зарубежных платформ для россиян, существует также риск выдавливания России с мирового рынка разработчиков и закрытие зарубежных платформ для размещения игр нашего производства.

На популярной среди геймеров онлайн платформе Steam (принадлежащей компании из США Valve), где можно приобрести видеоигры, а также поучаствовать в обсуждениях их на форумах, начались трудности с оплатой при попытке покупки из России. Поначалу попытки оплатить услуги сервиса картами российских банков заканчивались крахом – оплата не проходила, а клиенту сообщалось об ошибке транзакции, несколько позже система перестала выдавать возможность оплаты картами. Для россиян из всех возможных способов оплаты остались только два: оплата кошельком PayPal и (для старожилов сервиса) оплата внутренней валютой платформы.

Похожие затруднения испытывают также клиенты японской PlayStation Store, чья активная мировая аудитория превышает 111 миллионов человек. Теперь при оплате выдается сообщение о том, что запрос отклонен банковской компанией, выдавшей карту клиента.

Невозможно оплатить покупки картами и в Nintendo eShop – об этом еще первого марта сообщалось на сервисе, с предложением в качестве альтернативного варианта карты оплаты Qiwi. Польский магазин цифровых игр GOG (ранее носящий название Good Old Games, что в переводе означает «Старые добрые игры») тоже отказался от приема рублей по причине «нестабильной ситуации с российской валютой».

Пока что из крупных иностранных магазинов жителям России остался только X-box, по которому не возникало подобных проблем с оплатой, напротив – сервис выпустил обновление, позволяющее производить установку игры в любую папку, а пользователи получили доступ к файлам игр, получив возможность устанавливать модификации и осуществлять другие манипуляции с играми. Аудитория X-box в России составляет около полумиллиона человек, по всему миру к сервису присоединилось более 100 миллионов пользователей. Тем не менее, нельзя гарантировать возможность оплаты в дальнейшем, поскольку буквально вчера, 2 марта, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров посредством своего аккаунта в Twitter обращался к международным дистрибьюторам онлайн игр с просьбой покинуть российский рынок.

Российскому рынку нечего предоставить в качестве серьезной альтернативы схлопывающимся перед россиянами зарубежным онлайн-ритейлерам цифровых игр. Сейчас в России существует сервис MY.GAMES Store, принадлежащий VK, ранее называвшаяся Игры Mail.ru, но на ней размещено не так много игр: порядка 0,5 тыс. платных и 2,47 тыс. бесплатных против более 50 тыс игр в сервисе Steam. Аудитория российского сервиса тоже ощутимо меньше, чем у зарубежных дистрибьюторов -13 млн человек, нет и высокобюджетных разработок, должных привлечь массовую аудиторию (ААА проекты).

Есть проекты, находящиеся в работе: «Сберинтертейнмент», дочерняя структура Сбербанка, запустила направление «Сбер игры» в марте 2021 года. Уже осенью под цели проекта был приобретен домен games.ru, предположительная стоимость которого $1 млн, однако на данный момент функционирует только сайт sbergames.ru, на котором расположена информация для потенциальных партнеров компании. Замах у «Сбер игр» большой – в планах есть и голосовой помощник, который будет помогать пользователю освоиться в игре, а также поддерживать, отвечать на вопросы, продавать новые игры и даже флиртовать, и персонализацию для пользователей, которая должна будет адаптировать механику игры под конкретных пользователей, подсвечивая ему удобные пути, соответствуя предыдущей логике. Самая глобальная же цель компании – научиться через 5-10 лет генерировать миры под конкретных пользователей.

В случае ухода всех зарубежных конкурентов с российского рынка у платформы MY.GAMES Store, популярность которой и так растет, появятся все шансы занять доминирующее положение на рынке. Уход международных разработчиков с рынка тем вероятнее, что доход от российской доли рынка преимущественно был не более 10% от общей выручки. Тот же Steam не считает Россию приоритетным рынком, хотя доля российских пользователей на платформе не так уж мала. Кроме того, Россию так же могут устранить на мировом рынке разработчиков видеоигр, поскольку доля её там не так велика – 1,5-2%, хотя в финансовом эквиваленте речь идет о сотнях миллионов долларов в год – уже 2 марта, по материалам издания «КоммерсантЪ», начали появляться сообщения об отказе сотрудничества с Россией со стороны иностранных партнеров: в частности, такой отказ поступил от HomaGames, французского разработчика.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: ПО, Регулирование, Web

Ключевые слова: веб-сервис, игры, онлайн-игры, Новости Спецоперация на Украине, Санкции в ИТ сфере