TEA NEXT: найдется все

Из­ме­нив­шая­ся гео­по­лити­чес­кая об­ста­нов­ка не пов­лияет на раз­ви­тие ма­гис­траль­но­го проек­та TEA NEXT. До кон­ца 2022 г. реа­ли­зую­щая его проек­тная ком­па­ния "Ат­лас" на­мере­на дос­троить пер­вый сег­мент из трех: Мос­ква - Тверь - Пе­тер­бург, с от­вет­вле­нием на Лат­вию. Ком­па­ния "Оп­ти­ково­локон­ные сис­те­мы" га­ран­ти­рует произ­водс­тво дос­та­точ­но­го ко­личес­тва во­лок­на для реа­ли­зации все­го проек­та. Про­дажи тем­ных во­локон в но­вом ка­беле "Ат­лас" пред­по­лагает на­чать че­рез два го­да, бли­же к за­вер­ше­нию строи­тель­ства.

Впервые о запуске проекта TEA NEXT ПАО "Ростелеком" сообщило в июне 2020 г. TEA NEXT - масштабный проект по строительству волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), маршрут которой пройдет через всю страну - от Калининграда до Сахалина. Проектная емкость новой ВОЛС составляет 96 темных волокон, которые предполагается продать международным операторам связи и глобальным ОТТ-компаниям в качестве транзитного ресурса для связи Азии и Европы, а также отечественным операторам - в границах России. В 2020 г. для строительства магистральной линии TEA NEXT "Ростелеком" создал проектную компанию "Атлас".

На XI Международной конференции Transport Networks Russia & CIS (TransNet-2022) директор по стратегии ООО "Атлас" Всеволод Коржаев заверил участников, что все стратегические планы проекта TEA NEXT и "Атласа" остаются в силе. "Да, мы смотрим за происходящим, возможно, будут корректировки, которые мы предложим на рассмотрение акционерам. Дальше они решат, как мы будем реализовывать проект. Послушав вчера президента РФ, где он сказал, что все стратегические инфраструктурные проекты должны быть реализованы и на них должны быть сфокусированы усилия, я сделал вывод, что с проектом все будет хорошо. Может быть, он немного сдвинется вправо по срокам", - уточнил он.

Всеволод Коржаев отметил, что вопрос о планах китайских и европейских операторов по инвестированию и сохранению бизнеса в России сейчас особенно актуален. "Если они сохраняют планы, то мы постараемся сделать все возможное, чтобы у них была возможность инвестировать в инфраструктуру, которая им будет нужна для бизнеса в России и для передачи их межконтинентального трафика между Европой и Азией. Мне кажется, что на фоне всего происходящего в геополитике по крайней мере наши китайские партнеры с удвоенной силой задумаются о том, что долговременные инвестиции в инфраструктуру, в частности, для их магистральных сетей между Китаем и Европой, должны идти на стабильной территории и в те компании, которые могут гарантировать, что условия договоров будут исполняться, а сервисы - предоставляться", - прокомментировал он.

В январе 2022 г. ВЭБ.РФ (в лице VEB Ventures) вошел в капитал ООО "Атлас". С 14 января 2022 г. 50% уставного капитала "Атласа" находится в собственности ООО "ВЭБ Венчурс" (а оставшуюся половину контролирует "Ростелеком", через АО "Вестелком"). Старший инвестиционный директор VEB Ventures Георгий Шестаков напомнил, что общий объем инвестиций в проект до конца 2025 г. был запланирован в объеме 46 млрд руб. (до событий 24 февраля). "Из этого 20% - капитальная часть, 80% - долговая часть. Любой кризис заканчивается, и мы надеемся, что в ближайшее время конфликт разрешится. Капитальная часть проекта длится четыре-пять лет, за это время может многое произойти, но это не повод останавливать федеральный проект, - подчеркнул он. - Мы этот проект строим, в том числе, на заемные средства. По такой ставке бизнесу нет смысла начинать проект. Мы закрыли сделку, наполнили капитальную часть, сформировали потрясающую команду с колоссальным опытом. Пока кредитная ставка не очень привлекательна, это время надо использовать, чтобы лучше проработать проект: выверить документацию, отобрать провайдеров и поставщиков, импортозаместить какую-то часть, оптимизировать затратную составляющую проекта. Мы надеемся реализовать проект и даже показать доходность. Кроме того, из ситуации надо извлекать урок: долларовые активы заморожены, и мы не можем ими пользоваться, часть поступлений будет в юанях. Урок состоит в том, чтобы делать структуру капитала универсальной - в национальной валюте и валюте стран, которые остаются дружественными для нас".

"Думаю, что сейчас сложно продать волокна в кабеле. Надо, наверно, основную часть достроить, далее на реперных участках показать заданное качество сигнала, - рассуждает Георгий Шестаков. - После этого уже маркетировать весь продукт цельно. Не вижу пока повода волноваться, потому что капитальная часть длится около четырех лет, я бы наметил продажи на третий-четвертый год проекта. Ввиду текущей ситуации пока общаться с европейскими коллегами пока сложно. Санкции быстро не отменятся, о продажах можно начинать говорить через полтора-два года, не ранее".

Всеволод Коржаев подтвердил: в проекте существует - и изначально подразумевалась - этапность реализации. "До конца 2022 г. мы планируем достроить сегмент Москва - Тверь - Петербург. От Твери будет ответвление до границы Россия - Латвия, где уже существуют пограничные переходы с европейскими партнерами, у которых еще по крайней мере две недели назад было ярое желание предоставлять волокна клиентам на территории Европы. Это вполне обособленный коммерческий сегмент, который с конца 2022 г. будет готов к коммерческому использованию. Кроме того, у нас был приоритет побыстрее закончить сегмент от Москвы на восток до границы с Китаем, чтобы у китайской стороны была возможность использовать эту линию. Финальный сегмент - до Владивостока и Находки. Сам по себе выход в Находку - точка в никуда, поэтому участок имел место синхронно с завершением подводной кабельной линии, которую мы собирались делать до Пусана и дальше, с возможным продлением до Токио, Гонконга, вплоть до Сингапура. Это подразумевалось как третий рынок сбыта. Когда мы затевали проект, даже не предполагали, что корейские операторы будут настолько заинтересованы в подводной линии. Конечно, теперь надо делать скидку на настроения, но логика говорила, что такая линия связи на карте очень востребована. С нами ведут предметные переговоры несколько корейских компаний о возможном использовании волокна. Трафик в мире растет, ресурсов для его пропуска на карте мира не так много", - заметил Всеволод Коржаев.

Генеральный директор саранского АО "Оптиковолоконные системы" Андрей Николаев рассказал, что для реализации проекта TEA NEXT планировалось использовать 50% оптоволокна компании Corning, 50% - "Оптиковолоконных систем". Однако Corning, как американская компания, может покинуть российский рынок. "Развитие этого проекта связано с производством оптоволокна в России, и в дальнейшем нужно рассчитывать на свои силы. Мы подошли к ситуации готовыми и можем браться за следующий этап проекта - переносить производство преформ в Россию. Техническое обоснование проекта было готово к концу февраля. С точки зрения мощности производства TEA NEXT мы точно готовы обеспечить. На весь проект нужно 1,5 млн км волокна, наша мощность на сегодня уже 4 млн км", - сообщил он. За 2021 г. "Оптиковолоконные системы" произвели для проекта TEA NEXT 40 тыс. км волокна.

Руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев поделился оценкой: суммарный объем транзита трафика через Россию составляет чуть более 5,5 Тбит/с между Китаем и Европой. "Это выше 40% от всего объема трафика Китай-Европа. Мы полагаем, что в текущем году суммарная доля российских маршрутов в общем трафике между Китаем и Европой приблизится к 50%. По нашему впечатлению, интерес китайских заказчиков к транзиту трафика через Россию не иссякает, в том числе на фоне исчерпания существующих подводных емкостей между Китаем и Европой", - отметил он.

Представитель одного из трех национальных китайских операторов сообщил ComNews, что глазами его компании проект TEA NEXT перешел в категорию рискованных. "Ростелеком" анонсировал TEA NEXT в 2020 г. Пошел уже третий год, а строительство пока не началось, - пояснил он причину опасений. - Мы будем принимать решение о покупке волокон в этом кабеле не ранее, чем увидим завершение существенной части стройки".

Представитель компании, которая является одним из основных строителей ВОЛС в России, рассказал ComNews, что предлагал "Ростелекому" начать строительство TEA NEXT не с запада России, а ближе к китайской границе - от бурятского города Кяхта на восток. Однако "Ростелеком" сделал выбор в пользу участка Москва - Петербург.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Ростелеком, ВОЛС, магистральные сети связи