Больше маркировки

Мин­пром­торг ак­ти­визи­ровал ра­боту по рас­ши­рению пе­реч­ня про­дук­ции, ко­торая под­ле­жит циф­ро­вой мар­ки­ров­ке. Вче­ра был раз­ме­щен проект НПА о циф­ро­вой мар­ки­ров­ке ик­ры. В те­чение ав­густа на пор­та­ле regulation.gov.ru бы­ли раз­ме­щены ана­логич­ные проек­ты в от­но­шении ан­ти­сеп­ти­ков, пи­ва и сла­боал­ко­голь­ных на­пит­ков, элек­трон­ных средств дос­тавки та­бака.

Минпромторг России предложил провести пилотный проект по цифровой маркировке икры в период с 1 ноября 2022 года по 31 августа 2023 года. Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) является оператором национальной системы цифровой маркировки, работает под брендом "Честный знак".

Руководитель товарной группы оператора национальной системы цифровой маркировки товаров "Честный знак" Константин Сереженков сообщил корреспонденту ComNews следующие подробности об эксперименте по маркировке икры: "В поддержку эксперимента уже высказались в Совете Федерации, Государственной Думе, профильном органе власти – Росрыболовстве и ключевом рыбопромышленном регионе – Камчатском крае. Решение вступить в пилотный проект уже озвучили одни из лидеров рынка – "Меридиан" и рыботоварная фирма "Диана", входящая в "Русский икорный дом". Также позитивный отклик инициатива Минпромторга получила в Союзе астраханских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий "Каспрыба". Кроме этого, в состав рабочей группы вошла Ассоциация добытчиков лососей Камчатки. Важно отметить, что эксперимент будет носить добровольный характер, и сами участники будут определять какое количество производственных линий и видов продукции в него включать. Во время пилотного проекта компании не понесут никаких расходов, так как оборудование и коды маркировки будут предоставлены на безвозмездной основе".

По словам Константина Сереженкова, ЦРПТ рассчитывает на широкое участие отрасли в пилотном проекте. "В ходе пилотного проекта сами предприятия могут освоить особенности работы системы маркировки, участвовать в формировании правил маркировки с учетом особенностей процессов отрасли, а также определить перечень необходимого оборудования, которое будет применяться на производствах", - отметил он.

Что касается цифровой маркировки других групп товаров, то по планам Минпромторга, обязательная маркировка электронных средств доставки табака будет введена уже в ноябре 2022 года, антисептиков, пива и слабоалкогольных напитков будет введена в апреле 2023 года.

"Про маркировку сразу скажу. При таком снижении регуляторики в стране - которую мы полностью убрали - это единственное, что остается для того, чтобы мы учетную систему не разрушили. Учет и контроль. Не отойдем от маркировки", - говорил председатель правительства России Михаил Мишустин, выступая с отчетом перед депутатами Госдумы в апреле текущего года.

"При принятии решения о проведения эксперимента по маркировке той или иной группы правительство РФ и Минпромторг России, в первую очередь, ориентируются на Стратегию по противодействию нелегальному обороту продукции, которая принята до 2025 года. Именно в ней пищевая промышленность обозначена, как одна из приоритетных отраслей для наблюдения и принятия мер по борьбе с нелегальным оборотом. При этом, и я бы хотел это особенно подчеркнуть, инициатором внедрения маркировки зачастую выступает сам бизнес и в случае с антисептиками так и произошло", - так прокомментировал инициативы ведомства заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак. Потери бюджета только от неуплаты акцизов за жидкости для электронных сигарет, по оценкам Минпромторга, составили по итогам 2021 года 28,5 млрд рублей.

"Снижение уровня незаконного оборота фиксируется практически по всем товарным группам. По данным экспертных организаций (Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Высшая школа экономики, Национальный научный центр компетенция в сфере незаконного оборота промышленной продукции), наибольшее снижение зафиксировано по шинам и покрышкам – вдвое (с 24,7% в 2019 году до 12,6% в 2021 году); парфюмерной продукции на 13% (с 43,7% в 2019 году до 37,8% в 2021 году); лекарствам на треть (с 18,6% в 2019 году до 13% в 2021 году); обувным товарам на четверть (с 15% в 2019 году до 11% в 2021 году); табачной продукции на четверть (с 15,6% в 2019 году до 11,5% в 2021 году)", - сообщили ComNews в ЦРПТ.

Оппонентом Минпромторга выступает партия "Справедливая Россия – За правду" (СРЗП) и ее лидер Сергей Миронов. Еще в апреле группа депутатов от СРЗП внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает введение пятилетнего моратория на расширение перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.

"Маркировка продукции ведет к росту цен, расширение этого механизма нецелесообразно, от него надо отказаться на ближайшие годы", - заявил Сергей Миронов. По приведенным им данным, цены на некоторые виды товаров, например, некоторые виды детских игрушек, вследствие введения маркировки выросли до 50%. "На фоне нарастающей волны ковида кому-то эта затея очень "в кассу". По данным Высшей школы экономики, обязательная маркировка увеличит доходы легальных производителей антисептиков на 0,7 млрд рублей. А вот на сколько увеличатся расходы потребителей, никто, видимо, не считает, – комментирует Сергей Миронов. – На практике введение маркировки на тот или иной товар каждый раз приводит к росту его конечной стоимости – в среднем на 10%. Достаточно вспомнить историю с лекарствами, которые одними из первых попали под этот эксперимент".

В ЦРПТ считают иначе: "Цифровая маркировка не оказывает значительного влияния на рост себестоимости. Это доказано на примере всех товарных групп, в которых она введена. В частности, по молочной продукции введение обязательной маркировки дало вклад в себестоимость не выше 1%, и эта доля снижается по оценкам НИФИ Минфина. Более того, по подсчетам НИУ ВШЭ, стоимость маркируемой молочной продукции растет медленнее, чем продукция, которая в маркировку еще не попала. Аналогичная ситуация наблюдается и в других товарных группах. Маркировка не оказывает влияния на производительность линий, что подтверждается опытом других отраслей. Маркировка не приводит к дефициту продукции, однако является конкурентным преимуществом для компаний, работающих в белую".

Яков Шпунт

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование