Спутниковый IoT буксует

Гло­баль­ная або­нент­ская ба­за спут­ни­ково­го ин­терне­та ве­щей (IoT) дос­тигнет 21,2 млн ус­трой­ств к 2026 г. В Рос­сии этот ры­нок на­ходит­ся в за­чаточ­ном сос­тоя­нии, но его по­тен­циал вы­сок. Од­на­ко из-за сан­кцион­но­го ре­жима за­рубеж­ные спут­ни­ковые IoT-груп­пи­ров­ки для круп­ных проек­тов в РФ не по­дой­дут, и необ­хо­дим за­пуск оте­чес­твен­ных.

Согласно исследованию аналитической фирмы Berg Insight, специализирующейся на исследовании сегмента IoT, глобальный рынок спутниковой IoT-связи растет устойчивыми темпами. По данным исследования, несмотря на последствия пандемии COVID-19, глобальная абонентская база спутникового интернета вещей выросла и в 2021 г. превысила 3,9 млн устройств.

По прогнозам аналитиков Berg Insight, количество датчиков и сенсоров, подключенных по спутниковому IoT, увеличится со среднегодовыми темпами роста (CAGR) на 40,3% и достигнет 21,2 млн устройств в 2026 г. "Только около 10% поверхности Земли имеет доступ к услугам наземной связи, что оставляет огромные возможности для спутникового интернета вещей. Спутниковая связь дополняет наземные сотовые и фиксированные сети в удаленных местах, что особенно полезно для применения в сельском хозяйстве, морских и интермодальных перевозках, нефтегазовой промышленности, коммунальных услугах, строительстве и государственном управлении. Как действующие спутниковые операторы, так и более двух десятков стартапов делают ставку на рынок IoT", - указано в отчете.

Iridium, Orbcomm, Inmarsat и Globalstar являются крупнейшими операторами спутниковых сетей интернета вещей, напоминают авторы исследования и отмечают: "За последний год компания Iridium увеличила абонентскую базу на 21% и вышла на первое место, обслуживая 1,3 млн абонентов. Первоначально специализированный спутниковый IoT-оператор Orbcomm превратился в поставщика комплексных решений, являющегося партнером-реселлером Inmarsat и других компаний. К концу 2021 г. у компании было 1,1 млн абонентов спутникового IoT. В то же время у Globalstar было 0,42 млн абонентов. В дополнение к действующим спутниковым операторам в последнее время на рынке появился ряд новых проектов, в т.ч. Astrocast, AST SpaceMobile, CASC/CASIC, E-Space, Fleet Space Technologies, Hubble Network, Kepler Communications, Kineis, Ligado Networks, Lynk, Myriota, Omnispace, Skylo, Swarm Technologies (SpaceX) и Totum. Большинство из них основаны на концепции наноспутников на низкой околоземной орбите. В то время, как некоторые полагаются на собственные технологии спутниковой связи для поддержки IoI-устройств, другие начинают использовать наземные технологии беспроводной связи интернета вещей, включая OQ Technology, AST SpaceMobile, Omnispace, Sateliot, Galaxy Space, Ligado Networks, Lynk, Skylo and Starlink (3GPP 4G/5G); EchoStar Mobile, Fossa Systems, Lacuna Space and Eutelsat (LoRaWAN); Hubble Network (Bluetooth); Eutelsat (Sigfox)".

"Наземные технологии будут приобретать все большее значение в ближайшие пять лет, и сотрудничество между спутниковыми и мобильными операторами, изучающими новые возможности гибридной спутниково-наземной связи, такие как партнерство T-Mobile/SpaceX, станет обычным делом", - заключил главный аналитик Berg Insight Йохан Фагерберг.

Заместитель генерального директора АО "Висат-Тел" Валентин Анпилогов отметил, что в исследовании Berg Insight "смешались кони, люди", и тысячи ситуаций слились в нагромождение технически некорректных примеров.

"В России нет рынка спутникового IoT ("Гонец" с его малочисленными потребителями - это не рынок) . В ближайшие три года нет надежд на его возникновение. Это как раз соответствует окну возможностей 3-4 года. В мире реальный рынок спутникового IoT только начинает формироваться. Примеры Iridium, Globalstar, Orbcomm - это не перспектива рынка, а его прошлое. Отмеченные в отчете новые проекты перечислять в таком виде технически некорректно. Видимо, автор не понимает, о чем вещает", - считает Валентин Анпилогов.

Акционер оператора спутниковой связи "КА-Интернет" Сергей Пехтерев согласен - спутниковый интернет вещей находится в России в самом начале пути. "Причина этого, во-первых, в отсутствии отечественных спутниковых сетей IoT. Сюда можно отнести только "Гонец", но это - технологии конца прошлого века и, по сути, спутниковый пейджер, что исключает огромную часть рынка, которая требует онлайн-сервисов. Кроме того, стоимость конечного устройства измеряется тысячами рублей, что сильно сужает рынок. Пользоваться зарубежными сетями можно негосударственным структурам, но и тут сервис недешев. Рынок IoT в России только начинает развиваться и пока обходится для передачи данных сотовыми сетями. Поэтому оценить его объем в России сложно. Если отнести услуги на базе сети "Гонец" к IoT, тогда можно говорить о миллионах и, может, даже десятках миллионов рублей. "Настоящий" спутниковый IoT появится в России в будущем - при развертывании сетей "Экспресс-РВ" и "Марафон", - рассуждает Сергей Пехтерев.

Бывший акционер АО "КБ "Искра" Андрей Ромулов полагает, что, несмотря на устойчивую тенденцию роста количества устройств, подключенных к М2М-сетям в России (в 2021 г. их было более 29 млн штук, что на 16% больше, чем в 2020 г.), отечественный рынок нескоро займет позицию мирового лидера. "Многое зависит от группировки "Марафон", которая начнет выходить на орбиту только с 2024 г. В случае успешного и своевременного запуска космических аппаратов "Марафон" постепенное развитие российского рынка спутникового IoT станет возможным с появлением недорогих абонентских устройств, которые пока что в стадии разработки. В ближайшей перспективе глобальные технологии будут лидировать, в том числе и устройства со спутниковым IoT, входящие в телекоммуникационные и информационные системы. Очевидна проблема стоимости таких устройств: для их массового производства и повсеместного внедрения нужны специализированные чипы. Создать их в России при имеющихся технологиях возможно, но это также вопрос нескольких лет", - прокомментировал Андрей Ромулов.

Руководитель Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников уверен, что потенциал спутникового IoT в РФ весьма высок, учитывая, что огромные территории находятся там, где нет вообще никакой связи. "На удаленных производствах (добыча полезных ископаемых, инфраструктура) используют VSAT-терминалы и заодно передают телеметрию на "большую Землю", но это - дорогое удовольствие. Учитывая режим санкций, вряд ли будет возможным использовать зарубежные спутниковые группировки IoT для сколь-нибудь крупных проектов. Поэтому вопрос к соответствующим ведомствам: когда в России запланирован запуск отечественных группировок? Прежде всего - низкоорбитальных, как наиболее дешевого и массового решения, позволяющего устройствам работать непосредственно со спутником, без дорогостоящего наземного оборудования", - говорит Андрей Колесников.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: спутниковый Интернет, спутниковая связь, Интернет вещей, IoT