По ком звонок: телефонные мошенники стали реже атаковать россиян

Телефонные мошенники в октябре стали реже атаковать россиян, сообщили «Известиям» в крупнейших банках. Тенденцию подтвердили эксперты на рынке. Это объясняется более тщательной защитой граждан, переключением злоумышленников на звонки через мессенджеры и перебоями с электроэнергией на Украине, где располагается часть подпольных call-центров. Вместе с тем, как заявили в ЦБ, с июля по сентябрь активность телефонных преступников была вдвое выше, чем в предыдущем квартале.

Вызов не прошел

В октябре число звонков мошенников россиянам сократилось на 20% по отношению к сентябрю — до 520 тыс. вызовов. Об этом «Известиям» сообщили в ВТБ. В банке уточнили, что тренд на снижение активности телефонных злоумышленников наблюдается с середины года. Аналогичную тенденцию видят и в банке «Зенит». Там уточнили, что фиксируется снижение случаев обмана с использованием социальной инженерии на 50% в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тренд связан с улучшением защиты клиентов, пояснили в ВТБ. Например, кредитные организации внедряют технологию распознавания подменных номеров, а сотовые операторы — отключают возможность переадресации банковских SMS (раньше такие сообщения перехватывали мошенники).

Согласно статистике Kaspersky Who Calls, в октябре сохранился нисходящий тренд по количеству звонков с подозрением на мошенничество, который был зафиксирован в августе, подтвердил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. По его предположениям, это связано с тем, что злоумышленники начали активно использовать для обзвонов мессенджеры. В отличие от «классических» звонков такие входящие вызовы сейчас нельзя заблокировать или отследить централизованно, подчеркнул эксперт.

Существенное снижение количества звонков от мошенников с конца сентября до настоящего момента подтвердила и руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» и координатор платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева. При этом она подчеркнула, что показатели жалоб на телефонный спам сохраняются на прежнем уровне.

— Эти тенденции позволяют сделать вывод, что нанесение ударов по энергетическим объектам Украины сократило трудоспособность call-центров на территории соседей. Без электричества и интернета невозможно пользоваться технологиями подмены номеров и, в принципе, вести длительные разговоры, так необходимые для этого вида мошенничества, — предположила Евгения Лазарева.

Она не исключила, что это такое же временное явление, как спад количества мошеннических вызовов минувшей весной. В конце февраля доля россиян, которые сталкивались со звонками злоумышленников, достигла минимума в 3,8%, тогда как в декабре 2021-го этот показатель держался на уровне 10–11%, писали ранее «Известия».

Не телефоном единым

Телефонное мошенничество остается основным каналом атак, заявили «Известиям» в ЦБ. Регулятор считает статистику по кварталам — последние данные учитывают информацию за период с июля по сентябрь. По предварительным сведениям, за этот промежуток времени активность телефонных злоумышленников выросла более чем в два раза относительно II квартала, сообщили в Банке России.

Вместе с тем общий объем атак, в число которых входят и телефонные звонки, и мошенничества в Сети, увеличивается, сообщили «Известиям» в крупнейших банках. По данным ВТБ, этот показатель с начала года превысил 6,8 млн инцидентов — в три раза больше, чем за весь 2021-й. В частности, осенью в разы подскочило число мошенничеств в интернете и соцсетях. В кредитной организации ожидают, что в будущем клиентов всё чаще будут обманывать по «гибридной» схеме: с одновременным использованием телефонного общения и фишинговых ресурсов.

— Мошенники постоянно адаптируют свои сценарии и видоизменяют легенды, подстраиваясь под текущий новостной фон. Частичная мобилизация не стала исключением. В Сети появилось много предложений об оказании помощи в переезде, отсрочке или брони, удалении сведений из баз данных призывников, — рассказал директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.

Каждый злоумышленник, выбирая способ обмана граждан, определяет приемлемое для себя соотношение имеющихся ресурсов, возможностей, потенциальной прибыли и рисков, отметила Евгения Лазарева из ОНФ «За права заемщиков». Она пояснила: разговаривая с жертвой по телефону, он может не только выманить у нее коды доступа к накопленным деньгам, но и отправить за крупным кредитом, уговорить продать квартиру или машину — но это займет много времени.

Фишинг же не настолько рискован, ресурсо- и трудозатратен, но и прибыли злоумышленникам приносит меньше, добавила Евгения Лазарева. Чтобы не дать себя обмануть, важно критически относиться к крайне щедрым или чересчур пугающим сообщениям в Сети — особенно если пользователя просят сделать что-либо быстро, не дают времени подумать, предупреждают о негативных последствиях, напомнили в «Лаборатории Касперского».

При оплате покупок в интернете необходимо делать это на проверенных сайтах, подчеркнули в банке «Хоум Кредит». Там добавили, что антивирусное ПО должно быть актуальным. Кроме того, в банке подчеркнули: если человек обнаружил, что его паспортные (или иные) данные оказались скомпрометированы, необходимо сразу сообщить об этом в банк и правоохранительные органы.

Наталья Ильина, Мария Колобова

Тематики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: мобильное мошенничество