Импакт-стартапы из Петербурга – в числе финалистов конкурса социальных предпринимателей

В середине декабря завершился юбилейный конкурс импакт-стартапов, организованный фондом «Навстречу переменам». По его итогам семь проектов, в том числе два из Петербурга, получат финансирование от 0,5 до 1,5 млн рублей и экспертную поддержку для дальнейшего развития. Всего в конкурсе приняли участие более 200 проектов из 53 регионов России. Всестороннюю поддержку конкурсу оказывает мобильный оператор Tele2, который выступает стратегическим партнером фонда с 2012 года.

Фонд «Навстречу переменам» в своей деятельности фокусируется на помощи импакт-предпринимателям – владельцам стартапов, которые направлены на решение острых проблем в сфере детства. Каждый год фонд принимает заявки и на конкурсной основе отбирает самые перспективные проекты для поддержки.

В этом году церемония награждения победителей конкурса «Навстречу импакт-стартапам» проходила в торжественной обстановке: ведущие превратились в персонажей из «поттерианы» Джоан Роулинг – Минерву Макгонагалл и Альбуса Дамблдора. Претенденты на грант также выходили на сцену для презентации проектов в плащах волшебников. Аллегория логичная: по сути, каждый из создателей импакт-стартапов творит волшебство собственными руками.

Фонд «Навстречу переменам». Итоги года и десятилетней работы

Подводя итоги десяти лет существования проекта «Навстречу переменам», ведущие рассказали о том, что фонд улучшил жизни около полумиллиона детей, приняв за это время более 2 700 заявок на конкурс стартапов. В то же время около 600 сотрудников Tele2 в качестве волонтеров активно участвовали в жизни фонда: помогали отбирать заявки, консультировали импакт-предпринимателей как эксперты и менторы.

Татьяна Бурмистрова, соучредитель, председатель Совета фонда «Навстречу переменам»:

Выпускники наших программ за все 10 лет работы «Навстречу переменам» говорят о том, как важна была для них поддержка фонда на этапе становления их организации – и финансовая, и нефинансовая. Это возможность получить признание, научиться измерять, доказывать социальное воздействие и благодаря бизнес-экспертизе наших партнеров выстраивать процессы так, чтобы со временем обрести устойчивость. За эти годы мы сформировали настоящее сообщество социальных предпринимателей. И я считаю, крайне важно продолжать поддерживать социальные стартапы – ведь каждый из них помогает решить какую-то острую проблему. При этом на старте у многих участников нашего конкурса нет ничего, кроме идеи, желания работать и веры, что все получится. За возможность воплощать эти идеи в жизнь я искренне благодарна компаниям, которые верят в нас, в нашу идею и поддерживают все эти годы, прежде всего – Tele2.

В 2022 году участие в конкурсе приняли более двух сотен проектов, из которых для прохождения трехмесячного курса в преинкубаторе фонда было отобрано 76 участников. После защиты проектов к участию в финале было отобрано десять лучших. Денежные гранты победителям обеспечили партнеры. 

Победителей в номинациях определяло не только профессиональное жюри, но и детское: в отборе принимали участие дети от 9 до 14 лет. В программе церемонии чередовались интересные факты из жизни проекта по годам и выступления финалистов, а сертификаты участникам вручали победители прошлых лет. В число финалистов вошли два проекта из Санкт-Петербурга: по трудоустройству выпускников детских домов в кофейню «СПЭШЛ» и по реабилитации детей с инвалидностью «Мир ТСР».

1,5 млн рублей получил петербургский проект «Мир ТСР»

Победительницами из Санкт-Петербурга стали Алена Образцова и Наталья Смирнова, представившие проект «Мир ТСР». Их инициатива – это производство и продажа аксессуаров к техническим средствам реабилитации (ТСР) для правильного позиционирования детей с нарушениями в функционировании опорно-двигательного аппарата. Девушки получили чек на 1,5 млн рублей. «Мир ТСР» вошел в число победителей в номинации «Масштабный проект»: в ней участвуют стартапы для городов с населением более 100 тыс. человек. 

Алена Образцова и Наталья Смирнова, проект «Мир ТСР»

На презентации проекта Алена рассказала, что работает в сфере реабилитации уже десять лет, из них четыре – в хосписах. И из-за того, что дети, проходящие лечение, из-за конструктивно неудобных для них постелей постоянно находятся в нефизиологичном положении, у них развиваются вторичные деформации, вызывающие боль и дискомфорт. Страдают и внутренние органы, что приводит к потребности во все более дорогостоящем лечении и оборудовании для таких пациентов. Эту проблему можно решить размещением ребенка в правильном положении в течение дня, для чего требуются средства позиционирования. Однако в России с этим есть определенные трудности: зарубежные товары достаточно дороги и труднодоступны, а отечественные аналоги не подходят по функциональным свойствам и их сложно найти.

Команда проекта состоит из трех человек: реабилитолога, маркетолога и швеи-конструктора, которая производит необходимые изделия в соответствии с задачами пациентов. Есть также и внешнее швейное производство. С марта 2021 года, когда было продано первое изделие, к девушкам обратилось более 250 клиентов. Продукцию закупают не только частные лица, но и специализированные организации. 

В следующем году в планах стартапа – обеспечить около 600 детей средствами реабилитации, а также развивать проект, в частности, путем широкого распространения информации о нем. 

Создатели кофейни «СПЭШЛ»

Вторым финалистом из Петербурга стал проект Елизаветы Галуцкой и Олега Береженко – кофейня «СПЭШЛ», занимающаяся транзитным трудоустройством выпускников детских домов.

Стартапы-победители по регионам России

В число победителей номинации «Масштабный проект» вошли также представительницы Ульяновска, Москвы и Екатеринбурга.

Жительница Ульяновска Елена Паклина продемонстрировала проект Abacus Kids, позволяющий обучать особенных детей – с нарушениями слуха и зрения – ментальному счету с помощью созданного автором электронного устройства. На развитие проекта Елена также получила 1,5 млн рублей, первое обучение педагогов по использованию устройства планируется провести в Санкт-Петербурге.

Мария Петрикова из Екатеринбурга представила проект в области стоматологии «Улыбка ребенка», позволяющий лечить зубы детям с ОВЗ без наркоза с помощью метода прикладного анализа поведения и специальной подготовки таких детей. Мария получила поддержку в сумме полмиллиона руб.

Андрей Патока, генеральный директор Tele2:

Социальная роль Tele2 как оператора связи в широком смысле – создавать новые возможности для людей и обеспечивать системные позитивные изменения в обществе. В сотрудничестве с фондом «Навстречу переменам» мы поддерживаем самых активных жителей регионов: они пробуют, рискуют и меняют к лучшему жизнь сотен тысяч детей. В этом году за достижения партнерства с фондом Tele2 заняла первое место в номинации авторитетного конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности». Это вдохновляет идти вместе дальше. Мы надеемся, что в следующем году в проектах фонда примут участие еще больше смелых предпринимателей, а мы с радостью их поддержим.

Еще одной победительницей номинации «Масштабный проект» стала Людмила Арчвадзе из Москвы, занимающаяся моделированием и производством специальной адаптивной одежды для особенных детей Danylino – ей вручили чек на 1,45 млн рублей.

Гранты победителям в номинации «Масштабный проект» спонсировались компанией Tele2 как партнером фонда. 

В номинации «Локальный проект» победила  программа обучения Марины Артемовой из Туапсе – она представила индивидуальный образовательный маршрут для детей с аутизмом в частной школе MartSchool. Полмиллиона руб. были выделены на нужды проекта партнером фонда УК «Деметра-Холдинг».

Еще одна номинация была учреждена непосредственно компанией Tele2 в честь десятилетнего юбилея фонда «Навстречу переменам» и столь же продолжительного успешного сотрудничества. Этой номинацией стал «Лучший цифровой проект для детей». По 1 млн рублей от оператора связи получили Лилия Кукушкина из Москвы, представившая «Урок толерантности к внешности», предотвращающий буллинг, и Наталья Степанова из Новосибирска, презентовавшая проект «Детский Атлас» по созданию интерактивных атласов регионов для детей школьного возраста. 

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: Tele2, конкурс, стартапы