Уход брендов, параллельный импорт и новые имена: как изменился рынок смартфонов в России

Производители смартфонов вряд ли занесут уходящий год в актив. Во-первых, продажам девайсов весь год мешали отголоски коронавирусной эпохи — нарушения цепочек поставок и срывы производства. Во-вторых, нестабильная ситуация в мире и инфляция не способствовали желанию потребителей покупать новые гаджеты. О трендах в индустрии, странном интересе к премиальным смартфонам и логичном спросе на китайские устройства — рассказывает «Лента.ру».

Нет в наличии

Из-за неспокойной обстановки в мире, экономического кризиса и вернувшегося в ряде регионов коронавируса рынок смартфонов штормило. По итогам третьего квартала — данные за финальный отрезок появятся позже — поставки телефонов достигли 289 миллионов единиц, годовое снижение, по оценке TrendForce, составило 11 процентов. В глобальном плане лидеры остались те же — Samsung, Apple и Xiaomi. Важное отличие неспокойного 2022-го от относительно благополучного и почти восстановившегося от пандемии 2021-го заключается в том, что производители смартфонов отказались от крупных распродаж.

Нарушение цепочек поставок, связанное с карантином в Китае, тоже повлияло на планы производителей гаджетов. Нарушенные каналы связи поставщиков с продавцами стали причиной дефицита или, наоборот, пониженного спроса на некоторые модели смартфонов. Из-за отсутствия стабильности производителям стало сложнее планировать отгрузку устройств, многие компании переоценили свои возможности на рынке. Также из-за экономического кризиса многие потребители переориентировались и отказались от приобретения премиальных смартфонов, выбрав более простые девайсы. Многие и вовсе решили отложить покупку до лучших времен — предсказать такое поведение рынка было невозможно.

Специалисты ожидают от 2023 года продолжение спада — так, аналитики Jefferies считают, что выправить ситуацию получится не раньше 2024 года. Новые вспышки пандемии в Китае вынуждают западных производителей задуматься о переносе производства в другой регион. В их числе относительно стабильная Apple, которая за последние несколько месяцев не раз пострадала от закрытия заводов партнеров и бунта сотрудников местных предприятий. Однако на переход, который обойдется недешево, понадобится время.

Год Китая в России

Россия в этом году, обычно остававшаяся одним из многих рынков сбыта для производителей гаджетов, оказалась в центре внимания. Из-за украинского кризиса весной страну начали покидать мобильные бренды и IT-компании. Одной из первых из страны ушла Apple, которая закрыла свой интернет-магазин и перестала поставлять местным партнерам технику на реализацию. Кроме смартфонов и компьютеров фирма ограничила использование Apple Pay — одного из самых востребованных платежных инструментов в России. После ухода компании Тима Кука наш рынок начали покидать и другие бренды.

Одним из них оказалась корейская Samsung, которая отказалась поставлять новые устройства. Компании покидали отечественный рынок по-разному: если Apple хлопнула дверью, хотя и продолжила поддержку потребителей, то Samsung до последнего игнорировала прямые вопросы о причинах ухода. В марте представители фирмы заявили, что приостанавливают поставки техники из-за «геополитической обстановки».

2022 год — год закрытых магазинов и заглушек на русскоязычных сайтах брендов — запомнится появлением параллельного импорта, то есть ввоза техники без уведомления правообладателя. Во втором полугодии на рынке стали появляться знакомые россиянам смартфоны, компьютеры и наушники, но не сертифицированные производителем. Например, индонезийские компьютеры с клавиатурой без кириллической раскладки и американские iPhone без слота для сим-карты. Негативная сторона этого процесса часто заключалась в удорожании гаджетов — без контроля производителя местные ретейлеры получили право устанавливать свои цены. Впрочем, серый рынок с фактически отсутствующей гарантией на технику и более низкими ценами никто не отменял.

Из-за ухода мощных игроков, переставших договариваться с ретейлом и громко рекламировать новые гаджеты, российский рынок перекосило в сторону азиатских брендов. К концу года Apple и Samsung заметно сдали позиции: если корейская компания, обладающая большей долей на рынке, осталась в топ-3, то место Apple заняла китайская Realme. Китайские компании практически не присоединялись к бойкоту и заметно нарастили продажи на опустошенном рынке. По данным «Ситилинка», наиболее популярными устройствами за год были девайсы стоимостью 5-10 тысяч рублей — в этой ценовой категории смартфоны Apple, Samsung, Sony и других брендов не представлены.

Еще один символ времени — недоступность для россиян популярных сервисов. Россию покинули Netflix, Spotify, частично YouTube. Из принадлежащего Apple App Store стали исчезать приложения банков, попавших под санкции. Проблема в основном коснулась пользователей iPhone — закрытая экосистема Apple оказалась более сложной для установки сторонних программ, чем Android. Финансовые организации решали проблемы по-разному: либо обучали клиентов заходить в онлайн-банк через браузер, либо выпускали приложения-клоны. К счастью, самый негативный из обсуждаемых в соцсетях сценариев — удаленное отключение ОС смартфонов россиян — иностранные компании так и не привели в действие.

Ориентация на флагман

В начале осени рынок замер в ожидании премьеры новых смартфонов Apple. Интерес к американскому бренду связан не только с наследием великой компании Джобса и свежими инновациями из Купертино. По итогам года IT-гигант оказался единственным производителем на рынке смартфонов, который показывал рост на стагнирующем рынке. Из года в год Apple выпускала оцененные выше рынка телефоны, проверяя лояльность поклонников бренда на прочность. И в этот раз привязанность фанатов дала небольшую трещину. Через несколько недель после появления смартфонов на рынке выяснилось, что самые доступные устройства — iPhone 14 и iPhone 14 Plus — плохо продаются. По словам специалистов DigiTimes, в компании неверно оценили рынок — стартовые и самые дешевые аппараты Apple всегда пользовались стабильным спросом. При этом продажи топовых iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max остались на высоком уровне.

Позже аналитики предположили, что аномально низкий спрос на «стартеры» и повышенный на премиум-модели связан с укреплением доллара и ростом цен на модели iPhone 14. Только в США цены на новые телефоны остались на уровне 2021 года, тогда как во всем остальном мире устройства подорожали. Высокий спрос на топовые флагманы можно объяснить желанием пользователей обновиться — про-модели получили новый процессор, улучшенный дисплей, 48-мегапиксельную камеру, поддержку спутниковой связи. Также потребители премиальных устройств не так остро восприняли удорожание смартфонов от любимого производителя.

Вездесущий USB-C

В этом году Евросоюз обозначил крайний срок внедрения разъема USB-C во все представленные на рынке устройства — ноябрь 2024 года. К этому времени производители смартфонов, планшетов, смарт-часов, ноутбуков и прочих девайсов должны будут добавить в свою технику универсальный порт. Обсуждение и принятие стандарта заняло почти 10 лет — за это время USB-C и так стал основным интерфейсом почти во всех телефонах на рынке. Особняком стоит Apple, которая до сих пор оснащает свои смартфоны портом Lightning, продвигая его за стабильную и высокую скорость передачи данных и зарядки. Однако перевод iPhone на USB-C неизбежен, хотя он может затянуться на два-три года — в компании не спешат хоронить стандарт, который приносит им дополнительные деньги.

Решение о переходе на единый разъем объясняют стремлением упростить жизнь европейскому потребителю и снизить количество мусора. Представители Apple и некоторых общественных организаций критикуют законотворцев, обвиняя их во вмешательстве во внутренние дела компаний. По оценке некоторых аналитиков, переход на USB-C и отказ от «неправильных» зарядников, наоборот, спровоцируют путаницу и увеличение объемов мусора.

В мечтах еврочиновников все смартфоны стандартизированы, имеют примерно одинаковые характеристики, а их детали взаимозаменяемы



Впрочем, это не самая радикальная идея европейских чиновников. В конце года в Европе начали рассматривать возможность запретить продажу гаджетов без съемной батареи. Аккумулятор в большей части современных телефонов является несъемным и, как правило, оказывается спрятанным глубоко внутри корпуса устройства. Обычно это объясняется особенностью конструкции и сложностью замены компонента. Причем если Samsung до сих пор производит некоторые дешевые и защищенные смартфоны со съемной батареей, то в iPhone аккумулятор всегда был спрятан.

Смартфон-спаситель

Искушенного потребителя смартфонов 2022 года сложно чем-то удивить. Кроме увеличения количества точек на экране, ядер в процессоре или мегапикселей в камере должно быть что-то цепляющее. В этот раз производители сделали упор на функции спутниковой связи — от ее доступности будет зависеть, станет ли новая опция востребованной. Первой функцию спутниковой связи представила Apple: смартфоны бренда могут использовать спутники для соединения с другими устройствами. В настоящий момент опция Emergency SOS доступна только для совершения экстренных вызовов, когда обычная сотовая связь или Wi-Fi не работают. Телефон найдет спутники и позволит отправить сообщения в экстренные службы — в фоновом режиме iPhone расскажет спасателям, где находится его владелец. Далее обладателю устройства останется дождаться бригады спасателей или вертолета с медиками.

Спутниковая связь — важная технология, которой потребитель вряд ли будет пользоваться ежедневно, но однажды она может спасти его жизнь и здоровье. Проблема плохого покрытия сотовой связи актуальна не только в России или на малонаселенных территориях. Напомним, что Starlink Илона Маска развивается как сервис, который должен обеспечить доступом к сети жителей отдаленных регионов по всему миру. После выхода новых iPhone в Google рассказали, что изучают новую технологию и добавят ее поддержку в ОС Android.

Пока неизвестно, сколько будет стоить связь потребителю — Apple обещает бесплатный доступ к ней в течение двух лет с момента покупки нового смартфона. Аналогичные сервисы уже есть на рынке, но они, в отличие от предложения американской компании, ориентированы на путешественников и туристов и стоят от 15 долларов, или около тысячи рублей в месяц. Впрочем, для пользователей смартфонов доступ к экстренной спутниковой связи вообще может оказаться бесплатным — потребители «заплатят» за технологию покупкой телефона или сюжетом об их спасении в новостях.

Андрей Ставицкий

Тематики: Гаджеты

Ключевые слова: смартфоны