Технологические компании включаются в борьбу со spyware

Spyware (шпионский софт) в последние несколько месяцев превратился в неприятность, не менее, а то и более назойливую, нежели вирусы.

Со spyware связан целый ряд проблем: в частности, далеко не всегда пользователи понимают, из-за чего на самом деле нарушается работоспособность системы, и, будучи не в состоянии выяснить основную причину, начинают грешить на разработчиков ПО. Учитывая, что среди пользователей по-прежнему сохраняется, скажем так, некоторое недоверие к стабильности и надёжности программного обеспечения от Microsoft, страдает, прежде всего, репутация производителя операционных систем, в то время как основная причина может быть совсем в другом.

Далеко не все понимают, откуда появляются бесчисленные всплывающие окна, и почему при включении браузера вместо пустой или привычной домашней страницы пользователя выкидывает на неизвестный поисковый двигатель (хотя с подачи широко распространившейся spyware-напасти поисковик search-all.net, например, скоро приобретёт весьма дурную, но славу), а то и на непредназначенные для несовершеннолетних ресурсы.

По результатам исследования Forrester Research, приведённым Associated Press, каждый звонок в службу поддержки, связанный с нарушением работоспособности компьютера из-за заражения spyware, может обходиться компании, в чью службу обратились, в сумму от 15 до 45 долларов. Плюс проблемы с репутацией, за которую на Западе принято держаться.

Однако тут есть ряд юридических тонкостей, из-за которых борьба со шпионским софтом становится чрезвычайно затруднённой: дело в том, что сам по себе spyware вполне законен (естественно, до тех пор, пока не начинает воровать пароли или уничтожать систему, а такое случается), и более того, иногда наличие "шпионской" программы является "платой за бесплатность" загруженных игр или пиринговых клиентов: лицензии мало кто читает, а с юридической точки зрения человек, ликвидировавший шпионскую программу со своего компьютера, лишается права на использование и того "серьёзного" софта, с которым шпионская программа попала на его компьютер.

С другой стороны, такие программы имеют свойство просачиваться на компьютеры пользователей с некоторых веб-сайтов (особенно, сомнительной направленности), и здесь, прежде всего, винить следует самих пользователей. К тому же, руки у борцов со шпионским софтом оказываются развязанными: никакими лицензиями программы, проникающие на компьютер через уязвимости браузера, не покрываются.

В любом случае, по мнению главного исследователя компании TruSecure Расса Купера, в Сети бушует подлинная эпидемия шпионского софта (причём далеко не безобидного), и технологическим компаниям следует немедленно принимать меры, в том числе (если не в первую очередь), выпускать "просветительские" рекламные ролики, рассказывающие о том, как уберечься от заразы.

Как уже сообщалось, Dell в скором времени начинает поставки в комплекте OEM-софта средства обнаружения spyware; в июне так же поступила компания HP. Аналогичные, причём бесплатные средства уже есть у Yahoo. У AOL и EarthLink основные функции доступны только платным подписчикам.

Service Pack 2 для Windows XP также включает средства обнаружения шпионских программ, причём до того как те попадут на компьютер пользователя.

В любом случае, в Сети существует немало бесплатных и довольно эффективных средств устранения шпионских программ, посему спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Тематики: Интернет, Регулирование, Web

Ключевые слова: