Контент для мобильников - золотая жила?

Дополнительные услуги сотовой связи, не связанные с передачей голоса, – в частности, предоставление мелодий, картинок, игр, – становятся все более важной статьей дохода операторов и контент-провайдеров. Данный рынок находится пока лишь на начальных этапах своего становления, однако, по словам как западных, так и российских экспертов, его потенциал велик, и компаниям есть куда развиваться.

С появлением на рынке цветных мобильников с поддержкой GPRS почти все операторы начали предоставлять игровые сервисы, основанные на технологии Java. Пользователи всегда играли на своих трубках, это началось еще с популярной «Змейки», установленной на аппаратах от Nokia. Затем и остальные производители телефонов начали выпускать трубки с несколькими предустановленными играми. Далее популярность приобрели игры через SMS и WAP, а теперь рынок завоевывают многопользовательские игры в режиме реального времени.

По прогнозам британской исследовательской компании Screen Digest, в этом году объем мирового рынка игр для мобильных телефонов вырастет более чем до $1 млрд., а в период с 2004 по 2010 год – более чем в шесть раз, до $6,4 млрд.

В отличие от рынка видеоигр, переживающего сейчас бум, рынок игр для мобильников еще только зарождается. Как подчеркивают в Screen Digest, лишь недавно появились первые признаки его роста, чему способствовало появление нового поколения мобильников с улучшенными графическими характеристиками и поддержкой Java, а также то, что разработчики игр адаптируют все большее количество популярных игрушек для мобильных платформ. Так, крупнейший разработчик игр Electronic Arts уже обнародовал свои планы увеличить в следующем году количество видеоигр для сотовых телефонов – появятся мобильные версии Fifa Football и The Sims. Другие игровые компании – Eidos, Ubisoft и THQ – также вкладывают все больше денег во многообещающий рынок мобильных развлечений.

По оценкам Screen Digest, около 80% всего дохода от скачивания игр для мобильников и платы за участие в играх приходится на сегодняшний день на Японию и Южную Корею, в то время как Европа и Северная Америка пока еще значительно отстают по темпам роста данного рынка.

Как утверждают эксперты Screen Digest, несмотря на то, что в Северной Америке рынок информационно-развлекательных услуг для мобильных телефонов менее развит, чем в Европе и Азии, расти он будет быстрее, чем на уже устоявшихся рынках. Тем не менее, по оценкам специалистов IDC, рынок информационно-развлекательных услуг для мобильников (куда входят игры, мелодии, передача видеоклипов и музыки) в Западной Европе достигнет к 2008 г. почти $8 млрд.

В России же, по данным iKS Консалтинг, в 2003 году общий объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи составил около $397 млн., продемонстрировав 154-процентный рост по сравнению с 2002 годом. В первом полугодии 2004 года объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи составил более $360 млн., или 11% от общей выручки российских операторов. Темпы роста, демонстрируемые этим рынком, позволяют прогнозировать увеличение доходов российских операторов от дополнительных услуг в 2004 году более чем на 140% - практически до $950 млн., или 12,5% от общей выручки от услуг сотовой связи. В 2005 году российский рынок дополнительных услуг сотовой связи превысит $1,5 млрд.

В Европе, по мнению аналитиков Screen Digest, первым росткам спроса на игры для мобильников не дает развиваться политика операторов связи, устанавливающих слишком высокие тарифы и на закачку, и на участие в играх.

"Мы полагаем, что сотовые операторы в Европе еще не выработали правильной стратегии, позволяющей воспользоваться всем потенциалом данного рынка", - говорит главный аналитик Screen Digest Бен Кин (Ben Keen).

С вопросом о том, мешают ли тарифы операторов развитию рынка информационно-развлекательных услуг для мобильников в России, CNews.ru обратился к Екатерине Яковлевой, руководителю отдела распространения услуг российского контент-провайдера Infon. “Для раскрытия потенциала рынка имеют значение не тарифы российских операторов, а коммерческая модель взаимодействия операторов с провайдерами, - отметила г-жа Яковлева. - Еще очень распространена схема, когда оператор оставляет себе 50% и больше от конечной стоимости услуги, а провайдеру остается меньше 50%, из которых он должен оплатить продвижение, лицензионные отчисления. На развитие и создание новых услуг остается минимум».

Среди представляемых Infon услуг на сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются монофонические мелодии – на них приходится около 70% продаж. Пользуются спросом у россиян и черно-белые картинки, а также текстовые услуги. «Это самый простой контент, который поддерживает большинство существующих на рынке моделей телефонов, и загрузку которого уже хорошо освоили пользователи, - говорит Екатерина Яковлева. -. Но с появлением новых моделей телефонов, более технически совершенных, растет спрос на Java-приложения и игры, цветные картинки, полифонию».

Что же касается сегмента Java-приложений и игр в России, то его развитию, по словам Татьяны Медновой, менеджера по лицензированию Java-игр компании “Никита”, российского разработчика игр, здоровый демпинг никогда не помешает. «И если бы операторам удалось снизить тарифы, они (а как следствие, и мы) смогли бы привлечь множество новых пользователей мобильных игр», - говорит она. Г-жа Меднова подчеркнула также, что сейчас трудно оценить объём всего рынка Java в нашей стране: «Можно лишь отметить, что потенциал достаточно велик, и компаниям есть куда развиваться. Интерес пользователей к мобильным играм растет, они становятся более разборчивыми. Если совсем недавно было достаточно скачать хоть какую-то игру для своего телефона, то сейчас пользователи будут обращать пристальное внимание на качество игры (её сценарий и графику)».

Татьяна Меднова отметила, что россияне выбирают игры эротического содержания. «У нас это «Женская общага» и «Откровенные игры Инги». На второе место можно поставить гонки («Стрит Рейсинг» и «Outroad»), - говорит она. - Потребителей, прежде всего, привлекают простые и понятные игры. Зачастую, у них просто нет времени вникать в сложные сценарии и привыкать к управлению. Большой интерес вызывают и так называемые “брендовые” и эксклюзивные игры. Мы только начинаем работать в этой категории – совсем недавно запустили рубрику “Эксклюзив”, в которой предлагаем пользователям продукты в ценовой категории 5 долларов. Первая игра – “Приключение Флинна” – уже пользуется спросом. Сейчас на очереди еще несколько проектов».

В то же время, в «Никите» направление разработки игр для мобильников называют скорее вспомогательным, чем основным в секторе Java-проектов. «В большей степени мы ориентированы на лицензирование и выпуск игр, - заявила г-жа Меднова. - В настоящий момент на веб- и Wap-сайтах нашей компании размещено более 200 игр, и к концу года мы планируем довести их количество до 700-800. Самостоятельно разработать такое количество игр за короткое время - крайне трудоемкая задача».

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: