Азиатская задумка. "ТелеКлик" обосновывается в Средней Азии

Петербургская компания «ТелеКлик» первой из российских контент-провайдеров вышла на рынок Средней Азии. Вчера, 15 ноября 2004 года, был заключен договор между кыргызстанским сотовым оператором Bitel («Бител») и «ТелеКлик». Несмотря на то, что говорить о буме мобильных развлечений на рынке Кыргызстана пока рано - в "ТелеКлике" уверены, что потенциал для развития их бизнеса в этом регионе огромен.

Контент-провайдер «ТелеКлик» запустил на сети «Битела» различные SMS-сервисы, благодаря которым абоненты кыргызстанского сотового оператора могут закачать на мобильный телефон мелодии, получить открытки, различную информацию по SMS-подписке, принять участие в SMS-играх. Кроме того, подписчикам «Битела» стали доступны Java-игры, а также «живые» мелодии (музыка с вокалом известных исполнителей), и видеоклипы. В начале 2004 года, для продвижения такого контента "ТелеКлик" разработал специальный программно-аппаратный комплекс, который позволяет загрузить "живой" аудиоконтент и видеоклипы на мобильные телефоны. В отличие от полифонических мелодий, такой рингтон передает голос и звуковые эффекты, а не просто мелодию в пределах 32 тонов. Поэтому качество звучания «живой» музыки практически сравнимо с записью на CD. Мелодии контент-провайдеру предоставляются звукозаписывающими компаниями, с которыми «ТелеКлик» имеет лицензионные соглашения, в частности, BMG Russia.

«Степень проникновения сотовой связи в Кыргызстане не сравнима с российскими показателями, но кыргызстанский рынок один из самых динамично развивающихся в СНГ», - отмечает руководитель отдела перспективного развития компании «Бител» Дмитрий Жуков. Сейчас, по его словам, на местном сотовом рынке пока рано говорить о резком увеличении неголосового трафика – тенденции характерной для России. Доход от неголосовых услуг в сети «Битела» составляет сейчас 5% от общего объема доходов компании. «До вывода на рынок мультимедийных сервисов, наша компания оказывала услуги преимущественно на базе SMS. С выводом GPRS, MMS и WAP ассортимент услуг увеличится, поэтому, скорее всего, будет снижение голосового трафика», - прогнозирует Дмитрий Жуков. Сейчас средний доход с одного абонента (ARPU) у «Битела» составляет $14. Абонентская база сотового оператора превышает 250 тыс. абонентов.

По словам Дмитрия Жукова, помимо «ТелеКлика», «Бител» в настоящее время работает с шестью местными контент-провайдерами и параллельно ведет переговоры с российскими поставщиками контента. Хотя крупнейшие игроки рынка контент-провайдинга в России пока отрицают свое участие в переговорах с «Бителом». В частности, управляющий директор I-Free Кирилл Петров заметил в беседе с репортером ComNews.ru, что I-Free ведет переговоры с одним из крупейших операторов сотовой связи в Казахстане . «Мы позитивно оценивает рыночные возможности, существующие в странах СНГ, в том числе в Средней Азии. В качестве плацдарма в этом регионе мы рассматриваем Казахстан», - отмечает Кирилл Петров.

В настоящее время I-Free уже присутствует на Украине – с февраля 2003 года услуги контент-провайдера доступны абонентам сотовых операторов UMC и «Киевстара». Летом 2004 года представительство на Украине открыл еще один крупный российский поставщик контента для сотовых сетей — петербургская фирма SPN Digital. А с начала 2005 года на Украине будут доступны услуги и другого российского контент-провайдера – Infon. Павел Колесников, председатель совета директоров ЗАО «Рустар Холдинг», развивающего бренд Infon, сообщил репортеру ComNews.ru, что в настоящее время Infon завершает технические работы, и уже к началу 2005 года планирует предоставлять свои услуги не только на Украине, но и в Белоруссии и Молдове. «В Средней Азии партнеров мы будем искать, скорее, в Казахстане, нежели в Киргизии», - говорит Павел Колесников.

Тем временем для «ТелеКлика» именно Кыргызстан станет оплотом для выхода на рынки сопредельных государств. Уже в ближайшее время, по словам генерального директора «ТелеКлик» Дмитрия Балтрукова, контент-провайдер намерен запустить свои сервисы на сетях сотовых операторов Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, а также Украины и Белоруссии.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: