Мобильный контент растет как снежный ком

Более $550 млн заплатят российские абоненты сотовой связи за использование мобильного контента в 2005 г. Это самая пессимистичная цифра, которую приводит в своем отчете исследовательская компания J’son & Partners (J&P). По оптимистичному сценарию - доходы российских контент-провайдеров могут вырасти до $650 млн. Сейчас эта сумма пока в два раза меньше. В 2004 г. объем российского рынка мобильного контента, по мнению аналитика J&P Дмитрия Мартемьянова, составит чуть больше $300 млн. Однако уже следующий, 2005 г., станет для рынка переломным.

"Российский рынок мобильного контента в настоящее время развивается темпами, даже опережающими темпы развития отрасли сотовой связи. При благоприятном развитии экономической ситуации в России пользователи начнут тратить на дополнительные услуги сотовой связи значительно больше средств", - считает Дмитрий Мартемьянов.

Если сейчас средний доход по дополнительным услугам в расчете на одного пользователя мобильной связи составляет около $12 в месяц, то уже в ближайшее время эта цифра может возрасти до $20. "Развитие этого рынка в России идет по европейскому пути, где доля мобильного контента достигает 40%", - считают аналитики J&P.

Доходы от торговли мобильными развлечениями в России получают сейчас около 130 компаний. Причем наибольший доход - 71% - контент-провайдеры пока получают от продажи мелодий, логотипов и Java-игр. Интерактивные услуги (SMS-игры, викторины, чаты) приносят контент-провайдерам 22% в структуре общего дохода, 1% приходится на информационные и 6% - на медиа проекты. Именно этот сегмент в настоящее время - самый быстрорастущий. "Доля медиа проектов возросла с 2% в начале года до 6% в третьем квартале 2004 г.", - отмечают в J&P. Впрочем, с этими выводами согласны и основные игроки. "Одними из наиболее востребованных на рынке остаются услуги по загрузке мелодий и картинок для мобильных телефонов. Постепенно развивается направление загрузки игр для мобильников. Весьма перспективным представляется направление разработки мобильных приложений на Java, так как успешные разработчики практически не связаны географическими границами и могут продавать свои приложения компаниям и абонентам во всем мире. В 2004 г. стремительно набрало обороты направление интерактивных медиа-проектов, особенно телевизионного интерактива", - отметил управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров.

По предположениям J&P, в 2005 г. на российский рынок мобильного контента выйдут не менее трех или четырех крупных интернациональных игроков, которые станут серьезными конкурентами существующим компаниям. "В 2005 г. объем рынка вырастет не менее, чем в 2-3 раза. Поэтому западным игрокам есть смысл покупать уже раскрученные бренды", - отмечает генеральный директор компании "ТелеКлик" Дмитрий Балтруков. По его мнению, следующий год может стать переломным с той точки зрения, что небольшие компании будут вынуждены уйти с рынка или объединиться с более мощными игроками, и выживут на рынке лишь сильнейшие.

Первый звонок о консолидации бизнеса уже прозвенел на российском рынке. В августе 2004 г. создан первый мультимедийный холдинг Next Media Group, объединивший активы: новосибирской Shamrock Games (разработчик мобильных сервисов) и Shamrock Technologies (технологическая площадка), Next Media Entertainment, предоставляющей интерактивные сервисы для ТВ, радио, печатных изданий; агентство Promo Interactive, занимающееся мобильным и Интернет-маркетингом, и дистрибутор мобильного контента PlayMobile, а также компанию Next Publishing.

"Мы работаем на быстроразвивающемся рынке. Next Media Group растет на 15-20% в месяц, - отметил ComNews.ru член совета директоров Next Media Group Вячеслав Камнев. Для того, чтобы сделать компании более агрессивными и сократить время на управление, по его словам, было принято решение создать холдинг Next Media Group, куда и вошли вышеперечисленные компании как 100% дочерние фирмы.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: