Телефонный счетчик – в каждый дом. Депутаты предлагают операторам ставить телефонный счетчик каждому абоненту

Возможно, уже в 2005 г. в дополнение к электрическим, газовым и водяным счетчикам в домах и офисах у россиян появятся новые приборы учета – телефонные. С одной стороны, это может окончательно похоронить идею повременной оплаты местных разговоров, но с другой открывает перед операторами связи уникальные возможности сбора всевозможных персональных сведений – от показаний электрических счетчиков до голосов на выборах.

С подобным предложением выступили депутаты Волгоградской областной думы, которые внесли предложение о соответствующей поправке в закон "О связи" в Государственную думу. В пятницу, 26 ноября, думский комитет по энергетике, транспорту и связи закончил принимать предложения по этой поправке, и теперь ее ждут слушания в Госдуме.

Депутаты Волгоградской областной думы 9 октября 2004 г. предложили изменить статью 54 закона "О связи", добавив в нее предложение: "Повременная система оплаты применяется при обязательном оборудовании оператором связи абонента прибором учета времени использования сети телефонной связи". Статья 54 дает право выбора между фиксированной и повременной оплатой квартирным абонентам, но волгоградские народные избранники предложили распространить эту норму и на абонентов-юрлиц.

Одним из инициаторов предложения стал председатель комитета по промышленности, транспорту и коммуникациям Волгоградской областной думы Владимир Ефимов. Он рассказал репортеру ComNews.ru, что подтолкнуло его выступить с таким предложением: "Одна из весомых российских монополий – телекоммуникационная, которая, как и многие другие, ущемляет права граждан. Операторы навязывают абонентам удобный, прежде всего им, тарифный план, и в случае выбора повременной системы оплаты разговоров абонент абсолютно не защищен, ведь в этом случае трудно проконтролировать "чистоплотность" оператора. Поэтому мы предлагаем обязать операторов покупать абонентам приборы учета времени использования сети телефонной связи".

Предложение волгоградских думцев поступило в Государственную Думу, а затем было направлено в комитет по энергетике, транспорту и связи на рассмотрение. Сейчас этот комитет готовит свое заключение и рекомендации по поправкам к закону. Вскоре документ будет направлен в Думу для трех чтений. Владимир Ефимов не рассчитывает на легкий путь своего предложения и уверен, что операторы будут серьезно противодействовать принятию поправки. "Даже если с первой попытки не получится провести нашу идею, мы не остановимся, и будем продвигать ее в другом виде в других инстанциях", - полон решимости Владимир Ефимов.

Советник аппарата комитета государственной думы по энергетике, транспорту и связи Елена Анисимова в беседе с репортером ComNews.ru высказала свое отношение к предложению Волгоградской областной думы: "Прибор учета времени разговора – это не обычный счетчик расхода электроэнергии или воды, это компьютер. Он должен будет разделять входящие и исходящие звонки, звонки на сотовые и фиксированные телефоны, местные, междугородные и международные. Кроме того, чтобы установить такие счетчики, необходимо войти в каждую квартиру, а не является ли это нарушением частной собственности, вмешательством в частную жизнь? В этом предложении есть масса спорных моментов, решение которых потребует сложных технических разработок и сглаживания политических моментов".

С Еленой Анисимовой солидарны многие участники рынка, опрошенные СomNews.ru. Например, аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина сказала: "Люди, продвигающие этот проект, слабо представляют себе, что такое биллинг в телекоммуникациях, и следовательно, как осуществить свой замысел технологически. Эти устройства должны будут обмениваться информацией с базами данных операторов. Следовательно, каналы должны быть сверхзащищенными. Есть масса подобных вопросов, которые делают проект очень сложным и сверхдорогим".

Со-начальник аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов вообще считает, что затея депутатов не имеет смысла: "У каждого оператора есть биллинговая система, рассчитывающая, в том числе, длительность переговоров и их стоимость. При необходимости каждый абонент может получить распечатку о своих звонках. Зачем тратить силы и деньги на малоэффективные проекты, в которых нет острой необходимости?"
 
Топ-менеджер крупного российского оператора фиксированной связи сообщил репортеру ComNews.ru: "Если думцы не доверяют компаниям с государственным капиталом и менеджерам, которых выбирает государство, то тогда просто не о чем говорить. Кроме того, ни для кого ни секрет, что переход на повременную систему оплаты разговоров первоначально снизит доходы операторов. Обязательство по установке приборов учета ляжет на плечи оператора еще более тяжким грузом. Приборы появятся не скоро, а это может затянуть процесс введения в силу повременной системы. Кроме того, возникает вопрос: почему депутаты так озабочены именно фиксированной связью, ведь мобильные операторы в этом смысле ничем от нас не отличаются".

Дмитрий Митрофанов, директор департамента IP-сервиса петербургской компании "Рексофт" (разработчик биллинговой системы "Барсум") не был так пессимистичен: "Как представитель производителя биллинговых систем, я могу предположить, что осуществить такую идею будет достаточно легко технологически, ведь телефония - это персонифицированная услуга, в отличие от, например, электричества". Дмитрий Митрофанов признает, что тарификацию телефонных переговоров оператор связи может легко выполнить самостоятельно, в отличие от электричества, которое необходимо учитывать в точке использования. "Однако здесь есть и политический момент: счетчик призван контролировать оператора, и если абонентские счетчики необходимо будет официально регистрировать - это придаст им юридическую силу. Следовательно, все затраты на неучтенные звонки телефонных хулиганов, которые сейчас оплачивают абоненты, будут ложиться на плечи операторов", - добавляет Дмитрий Митрофанов. Он также полагает, что многие абоненты будут готовы установить телефонный счетчик за свой счет: "Оператор может очень сильно пострадать от рук наших умельцев, ведь нет таких систем, которые пришлись бы им не по силам".

Директор департамента государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень видит в вероятном появлении телефонных счетчиков дополнительные возможности для операторов. "Если рассматривать появление таких счетчиков серьезно, то очевидно, что де-факто это будут защищенные от внешнего проникновения компьютеры, подключенные по выделенным линиям. Если эти вопросы как-то будут решены, возникает целая информационная система, которую можно использовать и для нужд других организаций". По мнению Виталия Слизеня, такие информационные системы могут, например, обеспечить снятие и передачу показаний счетчиков холодной и горячей воды или электричества.

Совладелец крупного системного интегратора, пожелавший остаться неизвестным, пошел в рассуждениях еще дальше: "Если думцы продавят принятие поправки, вводящей в обращение телефонные счетчики, то на их базе можно будет организовать даже систему голосования на дому. Ведь счетчик – персонифицированная электронная система, и никто не мешает задействовать все ее ресурсы полностью. В этом случае связисты станут особой кастой – ведь они смогут заменить знаменитую ГАС "Выборы".

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: