Для "Альфа-групп" 4,4 миллиарда не деньги. Налоговая служба пришла за "Вымпелкомом" по тропе ЮКОСа

Вчера ОАО "Вымпелком" объявило о получении акта с предварительными заключениями налоговой проверки за 2001 год. По мнению налоговиков, задолженность "Вымпелкома" составляет около $90 млн, а в сумме с пенями и штрафами компания должна заплатить порядка $157 млн, что составляет 4,4 млрд рублей. После этих сообщений акции "Вымпелкома" на Нью-Йоркской фондовой бирже подешевели почти на 25%. Теперь биржевые аналитики и участники рынка задаются главным вопросом: повторит ли крупнейший акционер "Вымпелкома" – возглавляемая Михаилом Фридманом "Альфа-групп" – судьбу ЮКОСа.

ОАО "Вымпелком" – второй по величине сотовый оператор в России, СНГ и Восточной Европе. По состоянию на 1 декабря 2004 года обслуживает 23,16 млн абонентов в России и Казахстане. Объем продаж за первые девять месяцев этого года составил $1,51 млрд. По состоянию на 1 декабря 32,9% голосующих акций "Вымпелкома" принадлежало "Альфа-групп", 26,6% – норвежской компании Telenor, 39,4% находилось в свободном обращении, 0,9% принадлежало бывшему и действующему менеджменту компании, 0,2% было распределено в рамках опционных программ.

Проверку деятельности "Вымпелкома" в 2001 году проводила 7-я межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы РФ (ФНС). Здесь комментировать ситуацию отказываются, поэтому единственный источник информации о претензиях налоговиков – пресс-релиз самого "Вымпелкома". В нем говорится, что "большая часть указанной суммы (налоговых претензий.–Ъ) относится к вычету расходов, понесенных 'Вымпелкомом' в связи с агентскими отношениями с его стропроцентной 'дочкой' КБ 'Импульс' – держателем лицензии на оказание услуг связи в Москве и Московской области". Упрощенно схема выявленных инспекторами налоговых недоимок выглядит следующим образом. Например, абонент платит "Вымпелкому" 100 рублей за услуги связи. Допустим, что 50 рублей из этой суммы составляют операционные расходы, 50 – прибыль. Из полученной прибыли 25 рублей "Вымпелком" оставлял себе и платил с этой суммы налоги. Еще 25 рублей – передавал КБ "Импульс", не платя налоги с этой суммы (все цифры приведены условно). Неуплату налогов с причитающихся "Импульсу" сумм инспекторы сочли нарушением.

В "Вымпелкоме" с заключениями инспекторов не согласились, пообещав составить письменный ответ с возражениями. Согласно действующим правилам, на это отводится две недели со дня получения акта проверки. Его в "Вымпелкоме" получили 26 ноября, то есть ответить должны до 10 декабря. По мнению ряда экспертов, шансы на относительно мирное урегулирование ситуации у "Вымпелкома" есть, но они неочевидны. "Компания может не согласиться с требованиями налоговых органов, потом у нее есть право оспорить эти требования в суде,– говорит Александр Шатиков из AC&M Consulting.– Однако налоговые органы стараются доводить свои требования до реального исполнения, а потому вероятность того, что с 'Вымпелкома' все-таки взыщут указанную сумму, довольно высока".

Впрочем, $157 млн – сумма весьма ощутимая, но пока не катастрофичная для компании, которая только по итогам девяти месяцев этого года получила чистую прибыль в размере $269,3 млн. "Эта сумма для 'Вымпелкома' чувствительна, но не критична,– говорит аналитик компании 'Атон' Надежда Голубева.– Однако она легко может вырасти, если налоговые органы решат взыскать налоги за другие годы совместной работы КБ 'Импульс' и 'Вымпелкома'. И если так и будет, то компании будет все сложнее изыскивать средства на выплату налоговых штрафов, ей придется изымать средства из оборота, и темпы ее роста снизятся".

Между тем "совместная работа КБ 'Импульс' и 'Вымпелкома'" идет до сих пор: начатый только в этом году процесс объединения компаний пока не закончен. Соответственно, налоговые претензии могут значительно возрасти, особенно с учетом того, как динамично развивался оператор (см. таблицу). Поэтому главный на сегодня вопрос: как будут вести себя налоговики.

Участники рынка считают, что дальнейший сценарий зависит от позиции властей, и это не сулит "Вымпелкому" легкого финала этой истории. С одной стороны, "Вымпелком" не ЮКОС. Это созданная с нуля частная компания, у которой со временем появился крупный западный партнер, и ее репутация не отягощена никакой приватизационной историей. С другой стороны, ЮКОС тоже называли самой прозрачной компанией России, и это его не спасло. Кроме того, основным акционером "Вымпелкома" является "Альфа-групп", против которой, как полагают аналитики, и направлена в действительности атака налоговиков. Так, в записке ИГ "Атон" прямо говорится, что крупнейший акционер "Вымпелкома" "Альфа-групп" "играл с огнем, когда в ходе международного судебного разбирательства, касающегося пакета акций 'Мегафона', открыто обвинил министра информационных технологий и связи Леонида Реймана в коррупции". "Логично предположить, что налоговые преследования 'Вымпелкома' связаны с конфликтом его акционеров с регулирующими органами отрасли,– отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.– Речь идет о приобретении блокирующего пакета 'Мегафона' структурами, аффилированными с 'Альфа-групп'".

Действительно, купив в августе прошлого года блокирующий пакет акций "Мегафона", "Альфа" фактически объявила войну так называемой "питерской группе связистов". Питерцы сразу назвали ту сделку "недружественным поглощением", они до сих пор оспаривают правомерность той покупки в нескольких судах России и других стран. Конфликт акционеров "Мегафона" лишил компанию возможности привлекать средства на развитие, размещая акции на биржах. Войдя в "Мегафон", "Альфа" помешала развиваться единственному на сегодняшний день серьезному активу петербуржцев. Еще в прошлом году звучали предположения, что питерцы ответят "административным ресурсом". И с самого начала этого года события развивались именно в этом направлении (см. справку).

Судя по всему, такого подтекста событий не исключают и в офисе "Альфы". "Хотелось бы надеяться, что этот инцидент не связан с конфликтом, который сейчас протекает вокруг компании 'МегаФон',– заявил Ъ вице-президент по внешним связям компании 'Альфа-телеком' Кирилл Бабаев.– Подобные ситуации в отношениях между налоговиками и 'Вымпелкомом' случались не раз, однако каждый раз компания благополучно преодолевала трудности".

Надо сказать, что опыт решения проблем с госорганами у "Вымпелкома" довольно богатый. Например, когда в 2000 году у компании могли отобрать некоторые частоты, были задействованы связи зарубежных акционеров компании. Представители норвежского Telenor, владеющего 25% акций компании, донесли информацию о своей российской "дочке" до премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга, а тот попросил разобраться Михаила Касьянова (в то время – премьера российского правительства). Telenor может встать на защиту компании и на этот раз. "'Вымпелком' – открытая прозрачная компания, которая работает на благо жителей России,– заявил Ъ Дак Ванкснес, исполнительный вице-президент компании Telenor International Mobile.– Попытку российских налоговых органов взыскать с нее налог в этот раз мы расцениваем как попытку взять один и тот же налог дважды".

Впрочем, недоумение западных акционеров по поводу претензий ФНС может объясняться разными стандартами бухгалтерии. "Иностранцы видят лишь консолидированную отчетность оператора по стандарту GAAP, а судя по ней, 'Вымпелком' платил налоги на нормальном для индустрии уровне – эффективная налоговая ставка компании составляла около 30%,– поясняет аналитик Надежда Голубева.– Однако из консолидированной отчетности оператора не видно, какие у него были взаимоотношения с дочерними компаниями, зато такая информация есть в отчетности российской. Ведь именно к ней есть претензии налоговиков, и именно из нее понятны отношения КБ 'Импульс' и 'Вымпелкома'".

Говоря о последствиях налоговых проверок "Вымпелкома", эксперты подчеркивают, что речь может идти об эффекте в масштабах всей индустрии. Так, вчера резко упали котировки бумаг всех котирующихся на биржах российских телекомов. Акции самого "Вымпелкома" на Нью-Йоркской фондовой бирже к 21.00 МСК подешевели почти на 25%.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: