Сколько денег нужно «Электронной России»?

ФЦП «Электронная Россия» уже почти три года, за это время на нее было истрачено свыше 3 млрд. рублей из бюджета страны. Хотя и популярно мнение, что финансирование программы, учитывая глобальные задачи информатизации, которые ставятся в ней, явно недостаточно, все больше набирает силу точка зрения, что выделяемых денег вполне хватает.

Круглый стол, посвященный проблемам «Электронной России», прошел 10 декабря, на нем встретились представители бизнеса и власти. По мнению Михаила Донского, главы компании DISCo, занимающейся разработкой ПО для крупных западных ИТ-поставщиков, программе «Электронная Россия» не хватает не только финансирования, но и адекватной организации. По его словам, прежде чем браться за внедрение информационных систем в различных госструктурах, следовало позаботиться о единстве инструментальных средств. «Вы пойдете покупать дорогую отвертку не в случае необходимости завернуть один шуруп, а тогда, когда будете знать, что в течение 20 лет будете заворачивать тысячи шурупов» — пояснил Михаил Донской. В Мининформсвязи и МЭРТе, курирующих «Электронную Россию», тоже осознали необходимость единых стандартов, правда через несколько лет после старта программы: конкурс на создание архитектуры «электронного правительства» был объявлен только в текущем году, его выиграла компания Microsoft.

Как считает Виктор Никитин, декан факультета бизнес-информатики Высшей школы экономики, недостаточно не только финансирование, но и вообще внимание, которое правительство и лично президент уделяют программе. Пока высшее руководство не понимает, зачем России нужны ИТ, эффект от «Электронной России», по мнению Никитина, будет минимальным. «Как человек, имеющий 10-летний опыт работы в крупной ИТ-компании, я знаю, если высшее руководство предприятия не восприняло какую-то идею как свою собственную, эта идея вряд ли будет реализована» — провел аналогию г-н Никитин.

На это возразил Александр Паршуков, замдиректора департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи. По его словам, правительство и президент активно занимаются если не именно «Электронной Россией», то проблемой информатизации в стране. В качестве примера Паршуков привел поездку в Индию правительственной делегации во главе с президентом. Для России, по его словам, очень важен опыт индийского города Бангалор, где трудятся около 12 тысяч программистов и создана уникальная ИТ-инфраструктура. В этом городе состоялась встреча российских бизнесменов с индийскими, на ней обсуждались вопросы сотрудничества и обмена технологиями. А специально для того, чтобы привлечь наибольшее внимание местных жителей к мероприятию, в Бангалор заезжал российский президент.

Однако г-н Паршуков признал, что чиновники зачастую настроены очень консервативно, и это препятствует реализации программы, однако процесс в сторону создания информационного общества, по его мнению, неуклонно идет.

Ольга Ускова, президент холдинга Cognitive Technologies, участвующего «Электронной России» в качестве подрядчика, согласилась с Александром Паршуковым в том, что сегодня внимание правительства к информатизации очень велико. Более того, по ее словам, нет необходимости в увеличении денежного бюджета программы; вместо этого стоит вопрос о том, чтоб эффективно освоить те деньги, которые государство выделяет. Для возрастания мощностей информатизации бизнесу стоит, считает она, просто проявлять большую активность, тогда и заказчики подтянутся. Вместе с тем, для текущего года, по словам г-жи Усковой, характерно то, что к «Электронной России» начали проявлять интерес и подключаться регионы, привнося в нее и дополнительное финансирование. «Формирование программы идет уже исходя из реальных нужд государства и населения», — отметила Ольга Ускова.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: