Универсальные таксофоны в действии

Пока операторы и сенаторы оспаривают законность внедрения универсальной услуги связи, компания "Национальная таксофонная сеть" (НТС), а также ее основной акционер - "Связьинвест" - уже оказывают такую услугу в отдельно взятых регионах.

К универсальной услуге, согласно новому закону "О связи", относятся две услуги - предоставление доступа к Интернету с использованием пунктов коллективного доступа и телефонная связь с использованием таксофонов. Операторы универсальной услуги будут определены в результате конкурсов, проведение которых планируется на 2005 г. Расходы при этом будут компенсироваться другими операторами.

В "Порядке формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания" указано: "Операторы сети связи общего пользования обязаны ежеквартально оплачивать на специальный счет резерва универсального обслуживания отчисления в размере 2 % от разности выручки от оказанных услуг связи и выручки от оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика".

Однако некоторые компании, не дожидаясь проведения конкурсов, оказывают универсальную услугу превентивно. В частности, в мае 2004 г. по инициативе Леонида Реймана была подготовлена "Программа по телефонизации малонаселенных пунктов путем установки универсальных таксофонов в отделениях почтовой связи Северо-Западного федерального округа". Наряду с министром, программа утверждена Полномочным представителем Президента РФ по Северо-Западному округу Ильей Клебановым. В качестве средства платежа в рамках этой программы используется Единая таксофонная карта (ЕТК), продвигаемая "Национальной таксофонной сетью".

Финансовое участние в данной программе приняли Министерство информационных технологий и связи, ФГУП "Почта России", ОАО "Связьинвест", а также предприятия, входящие в состав холдинга "Связьинвест" - ОАО "Северо-Западный Телеком" и ОАО "Национальная Таксофонная Сеть". До конца декабря на Северо-Западе России будет установлено 800 таксофонов. Большинство аппаратов размещаются в почтовых отделениях. В Калининградской области программа по установке таксофонов выполнена еще в начале месяца.

Нетелефонизированными в стране остается 44 тыс. населенных пунктов. "Связьинвест" предпринимает инициативные шаги и в других российских регионах. Руководство холдинга приняло решение установить 2200 таксофонов в различных регионах. Компания призывает к финансовому участию в этом проекте областные администрации. Одно из предложений - приобретение ЕТК для ветеранов к 60-летию Победы.

Гендиректор ОАО НТС и ЗАО "Санкт-Петербургские таксофоны" Анатолий Афанасьев говорит: "Мы можем подключать таксофоны к любым существующим средствам связи, которые только есть в телекоммуникациях. И к спутниковому оборудованию, и к радиооборудованию, и к сетям мобильной связи. Я думаю, что на сегодняшний день таким опытом не обладает ни одна компания. Наши таксофоны принимают Единую таксофонную карту, а это универсальное средство платежа".

Большинство таксофонов включаются в телефонную сеть общего пользования по проводному доступу. Там же, где линейно-кабельные сооружения отсутствуют, применяются другие способы доступа. В установке радиотаксофонов на Северо-Западе приняла участие компания "ДельтаТелеком", а включение таксофонов в спутниковые линии обеспечил "ГлобалТел". Спутниковый таксофон действует, к примеру, на таможенном терминале на российско-норвежской границе. Всего в регионах установлено следующее количество таксофонов: Ленинградская область - 181, Архангельская область - 120, Псковская область - 120, Коми - 100, Калининградская область - 99, Вологодская область - 85, Карелия - 52, Новгородская область - 24, Мурманская область - 19.

"Связистам ничего не могло помешать - ни холодное время года, ни замерзшие реки, ни отсутствие транспортных коммуникаций в труднодоступных населенных пунктах", - говорится в пресс-релизе "Национальной таксофонной сети". Действительно, в Коми до сих пор один из таксофонов не установлен в связи с нарушением работы паромной переправы из-за разлива реки.

В плане оказания универсальной услуги плюсом "Национальной таксофонной сети" является то, что именно эта компания продвигает Единую таксофонную карту. В феврале 2004 г. утверждена "Концепция Единой таксофонной карты России", согласно которой до конца 2005 г. все таксофоны страны должны иметь возможность принимать ЕТК. Как сообщила репортеру ComNews.ru менеджер по маркетингу НТС Алена Кондратьева, на сегодняшний день 50-60% всех таксофонов принимают ЕТК. Алена Кондратьева подчеркнула также, что в карту вшит чип для защиты от несанкционированного доступа, специально разработанный для борьбы с мошенниками.

"Национальная таксофонная сеть" твердо намерена принять участие в конкурсе на универсальную услугу. "Мы будем участвовать во всех конкурсах", - подтвердил Анатолий Афанасьев.

Шансы НТС на победу в таком тендере велики. Проект постановления "Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи" гласит: "Победителем конкурса признается участник, конкурсное предложение которого содержит наименьший размер суммы возмещения убытков за календарный год, причиняемых оператору связи в результате оказания им универсальных услуг связи, и наименьший срок, в течение которого участник планирует начать оказание универсальных услуг связи".

Партнером НТС в оказании универсальной услуги станет, вероятнее всего, "Почта России". Ведь именно на почтовых отделениях планируется устанавливать таксофоны и продавать Единую таксофонную карту. А если вспомнить еще и про проект ФГУП "Почта России" "Кибер@Почта", то можно задуматься и о том, не отойдет ли образовавшемуся альянсу и вторая универсальная услуга - доступ в Интернет.

Кстати, на выставке "Инфоком-2004" "Национальная таксофонная сеть" представила прототип многофункционального платежного терминала, предназначенного наряду с использованием в качестве таксофона для оплаты коммунальных и иных платежей, доступа в Интернет и оперативного получения справочной информации (курсы валют, прогноз погоды и пр.).

Тематики: Фиксированная связь, Оборудование

Ключевые слова: