Гадание на наладоннике. Смартфоны, коммуникаторы и классические КПК постепенно расходятся по разным сегментам рынка

Один из показателей зрелости рынка мобильных устройств – это продажи небольших («наладонных») компьютеров, умных телефонов («смартфонов») и коммуникаторов. Итоги за 2004 год подвела исследовательская группа SmartMarketing.

Для начала определимся с терминами. Смартфонами называют сотовые телефоны с расширенным функционалом, по ним можно не только звонить, но и проверять электронную почту, создавать файлы текстовых приложений и электронных таблиц, смотреть видео и т.д. Коммуникаторы – переходное звено между небольшими компьютерами и умными сотовиками – в них взято понемногу от каждого класса устройств. КПК – это карманные устройства со стилусом или клавиатурой, которые можно синхронизировать с обычным ПК или ноутбуком, предназначенные для работы с офисными, мультимедийными приложениями или играми. КПК обычно не оснащены функциями телефонии, однако могут быть оснащены беспроводной связью для доступа в интернет и отправки текстовых сообщений.

Оказывается, общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в 2004 году составил 179 250 штук – рост 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако вследствие возникновения внутренней конкуренции между товарными группами КПК и смартфонов по итогам года рынок не преодолел психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц.

Основные противоречия состояли в том, что пользователь никак не мог решиться, что ему более нужно – сотовый телефон с дополнительными возможностями (весьма урезанными) органайзера и небольшого компьютера или карманный компьютер с достаточно серьезным (по сравнению со смартфоном) процессором, памятью и коммуникационными портами.

«По итогам 2004 года можно констатировать начало процессов разделения рынков смартфонов, коммуникаторов и классических КПК, – отметил Киппельман, ведущий аналитик группы SmartMarketing. – КПК демонстрируют впечатляющий рост в деловом секторе и в качестве платформы для корпоративных приложений. Смартфоны уверенно растут в области потребительских товаров».

В целом в течение 2004 года, по оценкам группы SmartMarketing, рыночная доля Windows Mobile снизилась до 31% (с 40% по итогам 2003 г.), доля Palm OS снизилась до 31% (с 52% в 2003 г.), Symbian – выросла до 37% (с 6% за 2003 г.). Доля КПК на основе других платформ составила до 0,5% (2% – в 2003 г.). Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах с ярко выраженным пиком в секторе смартфонов платформы Symbian OS. По итогам года доля рынка устройств на базе Windows Mobile испытала негативный тренд, приведший к ее относительному снижению с 40% в 2003-м до 31% в 2004 г. Относительное снижение квартальной динамики (35,2% – в первом квартале 2004 г., 41,4% – во втором, 27,0% – в третьем и 27,5% – в четвертом) вызвано фактором роста рыночной доли Symbian. Однако квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной.

Следует отметить продолжающийся негативный тренд в секторе Palm OS, при общем увеличении объема продаж в абсолютном выражении. В течение 2004 г. эта платформа утратила рыночное преимущество, уступив значительную часть рыночной доли Windows Mobile (падение с 52% в 2003 году до 31% в 2004 году). Квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной, относительная – испытала влияние фактора роста рыночной доли Symbian, что выразилось в значительном снижении рыночной доли относительно других платформ: 44% – в первом квартале 2004 года, 30,9% – во втором, 19,8% – в третьем, 18,1% – в четвертом.

Рыночная доля сектора Symbian значительно возросла (с 6% за 2003 год до 37% в 2004 году) при этом наблюдалось увеличение продаж в абсолютном выражении. Следует также отметить положительную квартальную динамику развития рынка устройств на платформе Symbian в течение всего 2004 года, с резким всплеском в третьем квартале, обусловленным выпуском ряда моделей смартфонов и началом мощной рекламной кампании данного сегмента (20,3% – в первом квартале 2004 года, 27,0% – во втором, 53,0% – в третьем, 54% – в четвертом).

В целом в течение 2004 года на долю КПК пришлось 47,3% рынка, тогда как смартфоны заняли 52,7%. Самыми крупные продавцы мобильной техники по итогам 2004 года (перечислены в алфавитном порядке): «Вобис Компьютерс», DIXIS, Euroset, PalmShop.ru, RRC. А крупнейшие производители: Fujitsu Siemens Computers, HP, Nokia, palmOne, SonyEricsson.

Тематики: Мобильная связь, Рынок ПК, Маркетинг

Ключевые слова: