GPRS-гонка "Большой тройки" набирает обороты

Компания «ВымпелКом» объявила о том, что GPRS-сервис используют 2,2 млн. ее абонентов. При этом доля «ВымпелКома» в общем количестве российских GPRS-пользователей в России составляет почти 45%. При этом в МТС считают, что на данном этапе развития рынка количественный фактор не принципиален, и в условиях формирующегося рынка статистика пока не может отражать числа верных приверженцев GPRS.

Согласно данным аналитического агентства iKS-Consulting, «ВымпелКом» является крупнейшим поставщиком GPRS-услуг среди сотовых операторов в России. Компания лидирует и по количеству российских регионов, охваченных услугами на базе технологии GPRS. Услуги на базе GPRS предоставляются в 108 сетях-партнеров в 57 странах мира, а объем GPRS-трафика абонентов «Би Лайн» за 2004 год составил около 42 терабайт.

По словам директора по продуктам «ВымпелКома» Виктора Маркелова, с начала июня до конца декабря 2004 года «ВымпелКому» удалось привлечь 1,15 млн. новых GPRS-пользователей. Таким образом, прирост составил 235%. По его словам, одним из конкурентных преимуществ оператора в области оказания GPRS-сервисов является доступность этих услуг всем категориям абонентов, в том числе и prepaid-абонентам «Би Лайн».

Напомним, в настоящее время GPRS-услуги доступны абонентам «Би Лайн» в 65 регионах России. При этом наиболее популярным сервисом является GPRS-WAP, который позволяет абонентам с мобильного телефона получить доступ к различным информационным и развлекательным WAP-ресурсам. По утверждению г-на Маркелова, данной услугой пользуются более 95% от общего числа GPRS-пользователей сети «Би Лайн».

По данным iKS-Consulting, сегодня в России насчитывается более 4,6 млн. пользователей GPRS, это 6,2% от общего количества сотовых абонентов. С начала 2004 года количество GPRS-пользователей выросло более чем в 12 раз. Аналитики считают, что рост количества WAP-ресурсов, которых только в Рунете насчитывается более 600, сыграл важную роль в распространении GPRS-сервисов. В числе других факторов, способствующих росту числа GPRS-подписчиков, были названы развитие рынка контент-услуг, для которых GPRS выступает в качестве транспортной технологии; запуск GPRS-сетей в регионах России федеральными и региональными операторами сотовой связи (сегодня услугами на базе технологии GPRS охвачены около 70 российских регионов). Кроме того, немаловажную роль сыграло развитие GPRS-роуминга между операторами «Большой тройки», а также рост у пользователей числа телефонов, поддерживающих технологию GPRS. По оценкам экспертов, доля GPRS-терминалов в общем количестве мобильных телефонов, составляет около 45%.

По мнению г-на Маркелова, в России мобильный интернет востребован везде, не только в крупных городах. «Развитость технической инфраструктуры проводных линий связи неравномерна по России и характер потребления услуг на базе GPRS определяется, в том числе, и этим фактором, — утверждает он. — Мы предоставляем эти услуги всем категориям абонентов, во всех регионах, чего не делают конкуренты», — отметил он. 

По мнению представителей «ВымпелКома», компании МТС развивать услуги на базе GPRS намного сложнее, поскольку практически половина сети состоит из «покупных» компаний. Однако в МТС с этим утверждением не согласны. Как рассказал в беседе с CNews директор службы по связям с общественностью Павел Нефедов, приобретенные МТС компании на момент сделки были уже крупными и состоявшимися операторами. И сегодня они очень хорошо себя чувствуют в плане внедрения новых технологий, поэтому не являются тормозом в этом вопросе.

В МТС вполне согласны с оценками iKS-Consulting рынка GPRS, поскольку сами предоставили данные по числу собственных абонентов, пользующихся этой услугой. По мнению г-на Нефедова, на сегодняшнем этапе развития рынка количественный фактор не принципиален. По его мнению, пока речь идет о бурно растущем и создаваемом рынке, и статистика не отражает количество верных приверженцев GPRS. «При подсчете, в основном, учитывались люди, которые только попробовали эту услугу, — считает он. — Станут ли они постоянными пользователями, будут ли приносить постоянный доход оператору — это еще покажет время».

Говоря о позициях МТС в области предоставления GPRS-услуг, он отметил, что на количественные показатели оператора влияет то, что пока в ряде ключевых регионов у абонентов «Джинс» нет возможности подключить GPRS . «В обозримом будущем она появится, но сейчас мы не готовы называть конкретные даты, — отметил г-н Нефедов. — Мы постепенно подводим людей к этой возможности, это вопрос маркетинга, и здесь речи о каких-то технических сложностях не идет». По его словам, сегодня более 400 тыс. абонентов МТС, пользующихся GPRS — жители Кубани, где эта услуга включена в пакет «Джинс». Г-н Нефедов уверен, что как только оператор откроет доступ к GPRS московским абонентам «Джинс», его ждет взрывной рост числа пользователей этой услугой.

В планах «ВымпелКома» — запуск до конца 2005 года в коммерческую эксплуатацию в большинстве российских регионов технологии EDGE. По словам г-на Маркелова, сегодня новый сервис в тестовом режиме доступен в Воронеже, Северо-Западном и некоторых других регионах. В столице этим оператором разрешение на EDGE пока не получено, но г-н Маркелов не считает, что оно будет носить ограничительный характер. По его мнению, придет время, когда большинство мобильных телефонов будет поддерживать технологию EDGE и не поддерживать GPRS.

В беседе с обозревателем CNews Виктор Маркелов также остановился на темпах роста уровня пользования услугой MMS. По его мнению, он может стать таким же, как и сегодняшний уровень использования SMS. Но это может произойти не раньше, чем через полтора-два года. По его словам, сегодня MMS-сервисом пользуется 7% абонентов «ВымпелКома». Г-н Маркелов считает, что достаточно высокая стоимость этой услуги не является главным сдерживающим фактором ее развития, тем не менее, он не исключил, что «ВымпелКом» со временем начнет снижать стоимость этой услуги.

Говоря о темпах развития сервиса MMS, г-н Нефедов отметил, что рост спроса на эту услугу обуславливается имеющимся контентом, в том числе — и предоставляемом контент-провайдерами. «Людям необходимо посылать друг другу что-нибудь кроме фото, сделанных камерой телефона, — считает он. — Необходимо появление более разнообразного развлекательного контента на основе MMS, тогда люди будут понимать, за что они платят, и спрос на эту услугу будет расти».

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: