Вторая олигархическая?

Поводом к первой войне олигархов, случившейся в 1997-м, послужила приватизация блокпакета "Связьинвеста". "Вторая олигархическая", возможно, завершится аукционом по продаже оставшихся у государства 75% акций минус одна акция национального оператора фиксированной связи.

Беспрецедентная битва, сотрясающая крупный бизнес не только в России, но и в ближнем, и даже в дальнем зарубежье, чаще всего преподносится как некая "корпоративная война". Между тем, противники - Альфа-групп и так называемые "питерские связисты" - все активнее используют политические рычаги. Хотя изначально полем брани был телекоммуникационный сектор, впоследствии противостояние охватило и другие сегменты рынка, включая банковский и нефтяной. В сражение также оказались втянуты такие зарубежные индустриальные гиганты, как британская корпорация BP, немецкий Commerzbank, скандинавская TeliaSonera, норвежский Telenor и др. В лучшем случае, баталия тянет на "клановую капиталистическую войну", в худшем - мы становимся свидетелями "второй олигархической".

Первая война олигархов случилась в 1997-м, когда Борис Ельцин предпринял одну из первых попыток обезопасить страну от "небезобидного влияния" олигархов. Тогда сигналом к битве послужила приватизация блокпакета акций национального телефонного холдинга "Связьинвест". Как пишет Борис Николаевич в "Президентском марафоне", "на аукционе 25 июля 1997 года были вскрыты два конверта": "В конверте Гусинского была означена сумма меньшая, чем в конверте Потанина. И эта разница стоила нам двух жесточайших правительственных кризисов и, возможно, одного финансового". (Борис Березовский и Владимир Гусинский рассчитывали получить ценные бумаги "Связьинвеста" с некоторым дисконтом, который должен был стать своего рода "премией" за их спонсорскую помощь в президентской кампании-1997 - прим. ред.).

В нынешней баталии капиталистов страна уже стояла на пороге банковского кризиса. До политического коллапса пока дело не дошло, хотя за развитием событий внимательно следят государственные мужи и в Европе, и в США. За телекоммуникационным гигантом Telenor стоит норвежское правительство, которое уже "поиграло в войнушку" в конце прошлого года. Тогда фискальные органы предъявили счет на $ 158 млн. российской "дочке" Telenor - "ВымпелКому", второй по величине национальной GSM-компании. Любопытно, что озабоченность действиями отечественных мытарей высказал не только министр торговли Норвегии, но и тогдашний госсекретать США, который встречался с Дмитрием Медведевым, главой президентской администрации. При этом американская сторона избрала официальным поводом для озвучивания своей позиции тот факт, что ценные бумаги "ВымпелКома" котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Пока верховного главнокомандующего (и его ближайшее окружение) такая битва капиталистов более чем устраивает. Во-первых, сражение полностью укладывается в излюбленное правило Кремля "разделяй и властвуй". Во-вторых, в ходе конфликта обе противоборствующие стороны неоднократно искали поддержки у Высших Арбитров и, понятное дело, каждый раз ее получали. Таким образом, противники попали в полную зависимость от президента и его администрации. В-третьих, "приближенная к телу" гэбистско-чиновничья клика (и кормящиеся вокруг нее коммерсанты), используя инсайдерскую информацию, прилично зарабатывает, пробавляясь игрой на бирже.

Впрочем, не исключено, что в дальнейшем Высшие Арбитры пересмотрят свое отношение к битве капиталистов. В "первой олигархической" Борис Березовский и Владимир Гусинский, в ту пору располагавшие колоссальным информационным ресурсом, обрушили на своих противников поток компромата. В нынешней баталии роль масс-медиа также чрезвычайно велика, но до информационной войны дело еще не дошло. Оппоненты обмениваются отдельными выпадами и опробируют новые технологии - типа митингов пенсионеров "против расхищения госсобственности".

Между тем, "чемоданы компромата", очевидно, ждут своего часа. Достоверно известно, что в зарубежных судебных инстанциях (где слушается дело о двойной продаже блокпакета акций "МегаФона") выступали весьма информированные свидетели, посвященные во многие секреты петербургского "клана связистов". Частично их показания "сливались" в прессу - прежде всего, иностранную, - но, несомненно, была обнародована лишь малая толика скандальных сведений. Кроме того, конфликт акционеров "МегаФона" привлек внимание финансовых надзорных органов Германии, Бермудских островов и США, которые инициировали проверки в отношении нынешних и бывших (как прямых, так и опосредованных) акционеров сотовой компании. Зарубежные регулирующие органы, в частности, ищут следы "финансовых злоупотреблений". Результаты этих расследований засекречены.

Другим отличием нынешней капиталистической войны от "первой олигархической" является нарочито подчеркнутое одиночество Альфа-групп. В 1997-м Гусинский и Березовский объединились против Потанина и "младореформаторов". Сейчас же ФПГ сражается одновременно и с "петербургскими связистами" (за "МегаФон"), и со скандинавами (за "МегаФон" и "ВымпелКом"), и со среднеазиатскими олигархами (за BiTel). Параллельно Альфа отбивается от налоговиков и проявляет повышенный интерес к грядущей приватизации госпакета акций "Связьинвеста".

По одной из версий, ФПГ, закаленная в корпоративных войнах, уподобилась Портосу (который, как известно, исповедовал принцип "дерусь, потому что... дерусь!"). По другой версии, Альфа-групп приобрела более мощного, чем Telenor, стратегического партнера, о котором до поры до времени ФПГ предпочитает помалкивать. Дескать, именно поэтому консорциум, воюющий на всех фронтах, пошел на "развод" с норвежским телекоммуникационным гигантом. В эту версию укладываются неожиданный интерес Альфы к турецкому сотовому холдингу Turkcell и готовность ФПГ выйти из состава учредителей "ВымпелКома".

"Первая олигархическая" привела к отставке Виктора Черномырдина и Анатолия Чубайса и обернулась августовским дефолтом-1998. Когда и чем закончится нынешняя клановая капиталистическая война - одному Богу известно. Уместно вспомнить, что в 2003-м, когда Альфа только-только приобрела блокпакет акций "МегаФона", практически все отраслевые аналитики выражали уверенность в скором завершении этого "корпоративного конфликта". Сейчас баталия приобрела беспрецедентный масштаб и невиданную доселе форму. Тем не менее, очевидно, что одним из ключевых рубежей в этой битве станет приватизация 75% акций минус одна акция национального оператора фиксированной связи. Возможно, этот аукцион и решит исход всей войны. Со "Связьинвеста" все началось, "Связьинвестом" все и закончится.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: