IFC заинтересовал широкополосный доступ/Оператор "Электро-Ком" может продать до 25% акций

Компания "Электро-Ком", предоставляющая широкополосный доступ в интернет через электросети, ведет переговоры о продаже миноритарного пакета акций Международной финансовой корпорации (IFC). Как стало известно Ъ, речь идет о продаже 20-25% акций компании. Инвестировать в операторов среднего размера, к которым относится "Электро-Ком", выгоднее, так как они растут быстрее лидеров, чья прибыль увеличивается на 15-20% в год, отмечают эксперты.

О том, что IFC планирует приобрести миноритарный пакет акций "Электро-Кома", Ъ рассказал один из инвестбанкиров. Во вторник состоялось заседание инвестиционного комитета IFC, на котором принято соответствующее решение. Источник, близкий к переговорам, сообщил, что речь идет о продаже 20-25% компании. Гендиректор "Электро-Кома" Генри Радзиковски вчера отказался комментировать эту информацию, а в IFC подтвердили, что "сейчас идут переговоры с 'Электро-Комом' о возможной инвестиции в эту компанию". Назвать точное время завершения сделки официальный представитель IFC затруднился, отметив, что корпорация надеется закрыть ее до конца года.

Компания "Электро-Ком" (работает под брэндом СПАРК) специализируется на подключении конечного абонента к интернету по электрическим проводам с использованием технологии PLC. Строит городские оптоволоконные сети, которые подводит к каждому зданию, потом устанавливает в нем билдинг-контроллер, подключаемый к электрической сети дома. Акционерами являются инвестиционные фонды Intel Capital, "Российские технологии", Baring Vostok Capital, банк "Фора" и топ-менеджмент. По собственным данным, у "Электро-Кома" сейчас 35 тыс. абонентов, ARPU составляет $15.

Эксперты затруднились оценить стоимость "Электро-Кома". "Если компания маленькая (до 10 тыс. абонентов), то справедливая цена -- $200-250 за абонента, для средней (35-100 тыс.) это $500 за абонента и выше,-- рассуждает гендиректор 'Корбины Телеком' Александр Малис.-- Но когда покупают, берут средний показатель между реальным и прогнозным на три года вперед". Господин Радзиковски рассчитывает, что через три года количество абонентов "Электро-Кома" превысит 200 тыс. То есть компания оценивается минимум в $60 млн. Однако исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности "Тройки Диалог" Владислав Рябюк отмечает, что компания находится на ранней стадии развития и некорректно считать ее по мультипликаторам -- к выручке или по стоимости абонентов: "Необходим полный финансовый прогноз по 'Электро-Кому' на три-пять лет".

IFC -- одна из организаций группы Всемирного банка, инвестирующая в частный сектор. В 2006 финансовом году вложилась в 284 проекта в 66 развивающихся странах, потратив $6,7 млрд собственных средств и $2,82 млрд привлеченных.

Сегмент широкополосного доступа в России -- самый динамично развивающийся на телекоммуникационном рынке, отмечают эксперты. По данным IKS-Consulting, в 2006 году объем рынка широкополосного доступа в Москве составил $560 млн, удвоившись по сравнению с 2005 годом. "Фондам сегмент интересен, а операторам нужны инвестиции, чтобы застолбить незанятые рынки",-- говорит управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева. По мнению Александра Малиса, фондам лучше вкладывать в средние (30-100 тыс. абонентов) компании, такие как "Электро-Ком": "Более мелкие работают вчерную, и любая налоговая проверка означает закрытие фирмы. А на больших много не заработаешь, их годовая прибыль растет на 15-20%: средние операторы растут быстрее".

Изначально "Электро-Ком" рассчитывал на преимущество технологии PLC, не требующей строить последнюю милю, отмечают эксперты. Сигнал по электросетям должен был поступать в дома от трансформаторной подстанции. "Но практика показывает, что прокладка кабеля требуется до каждого дома,-- говорит ассоциированный партнер J`Son & Partners Борис Овчинников.-- В результате преимущество их технологии перед другими непринципиально". По его словам, на конкурентных рынках, в частности в Москве, "Электро-Ком" не очень жизнеспособен, но там, где рынок не занят, "у них есть шанс". По словам Генри Радзиковски, главным при выборе городов для развития будет невысокая конкуренция, а не населенность. В "Электро-Коме" отметили, что большинство городов с населением 0,5-1 млн человек слабо охвачено крупнейшими операторами. Есть такие и среди миллионников -- Нижний Новгород, Краснодар.
Инна Ерохина, Юлия Куликова

Тематики: Интернет, Оборудование, Кадры, Финансы

Ключевые слова: Интернет, Интернет-провайдеры, Интернет-провайдер Корбина, Интернет-провайдеры Московская область, Интернет-провайдеры ЦАО, крупнейшие Интернет-провайдеры, Интернет из розетки, широкополосный доступ