Мобильное вторжение

Операторы сотовой связи обсуждают возможности оказания конвергентных услуг – своими силами или за счет сотрудничества с операторами фиксированной связи. Однако перспективы развития этого направления игроки оценивают по-разному

Конвергентные услуги, или Fixed Mobile Convergence (FMC), – одно из самых интересных направлений развития услуг связи. Проникновение сотовой связи в Петербурге уже практически достигло 150%, что требует от операторов не просто привлечения новых клиентов, а поиска путей увеличения прибыли от каждого абонента – роста ARPU.

Естественно, корпоративный рынок в этом отношении наиболее перспективен, так как именно корпоративные абоненты являются «дорогими». И им удобнее получать услуги связи «из одного окна», а не заключать договора с тремя операторами, один из которых предоставляет услуги сотовой связи, другой – фиксированной, а третий обеспечивает доступ в интернет. Кроме того, возможность заключения договора с одним оператором позволяет получить определенные скидки. «Наибольший интерес FMC представляет для корпоративного рынка: такие услуги востребованы в первую очередь крупными компаниями, у которых доля трафика мобильных и внутриофисных телефонов очень высока, – оценивает Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО „Мобильные ТелеСистемы“. – Это удобно, так как не надо помнить несколько номеров одного человека, вызовы могут поступать одновременно на мобильный и фиксированный телефоны и т.д.».
Или сам, или в сотрудничестве

В связи с этим перед сотовыми операторами встает закономерный вопрос – создавать ли собственную фиксированную сеть, сотрудничать с оператором фиксированной связи или просто купить такового?

Наиболее сильным из операторов сотовой связи на корпоративном рынке Петербурга является «МегаФон Северо-Запад», в том числе в силу исторических причин: он оказывал услуги корпоративным клиентам в Северной столице уже тогда, когда другие операторы только строили свои сети. Возможно, то, что «МегаФон» занимает уверенное положение в этом сегменте, позволило ему выбрать самостоятельное решение, более экономичное, чем приобретение стороннего оператора, – получение лицензии на оказание услуг фиксированной связи и строительство собственной сети.

«Услуги фиксированной связи – серьезное конкурентное преимущество на корпоративном рынке, – отмечает директор „МегаФон Северо-Запад“ Георгий Гетманец. – Спрос на конвергенцию есть, и он растет – предприятиям сегодня нужны комплексные решения в сфере услуг связи. Мы единственные на данный момент, кто может удовлетворить этот спрос. Я уверен, что уже сейчас наличие в пакете конвергентных услуг играет немаловажную роль при выборе поставщика связи».

Другие два оператора «большой тройки» подошли иначе к решению этого вопроса. «На данный момент мы оказываем услуги FMC совместно с компаниями Golden Telecom и „Эквант“, – рассказывают в „ВымпелКоме“. – Для ряда ключевых клиентов, таких как „Балтика“ и „Северсталь“, мы организовали индивидуальные решения, объединили их фиксированную сеть с нашей мобильной. Также на данный момент целый ряд новых услуг уже проходит стадию абонентского тестирования, то есть в скором времени мы выведем их на рынок». Кроме того, в этом году объявлено о завершении слияния косвенной стопроцентной дочерней компании «ВымпелКома» Lillian Acquisition, Inc. и «Голден Телеком, Инк.». В компании пока не комментируют, как именно отразится такое приобретение на FMC-возможностях «Билайна», однако большинство аналитиков считают, что одна из причин покупки – необходимость развития направления конвергентных услуг.

МТС в Петербурге сотрудничает в рамках проекта по созданию Wi-Fi-зон с компанией «ПетерСтар», правда услуга ориентирована на массовый рынок. Любопытно, что в Москве МТС работает совместно с МГТС и в ее линейке есть предложение «Мобильный домашний» для массового рынка. Для корпоративного рынка предлагается, в частности, услуга «Единая корпоративная сеть», которая позволяет компании объединить фиксированную и мобильную связь. Недавно президент МТС Леонид Меламед заявил, что в дальнейшем при развитии FMC-услуг компания будет ориентироваться преимущественно на корпоративный рынок.

Путем сотрудничества с фиксированными операторами идет и другой игрок рынка – «Скай Линк». Генеральный директор «Скай Линк – Санкт-Петербург» Николай Деменчук так комментирует решение: «Если у каждого абонента сотовой связи дома проводной телефон и при этом он пользуется интернетом не только дома и на работе, но еще и в пути, зачем каждому из операторов брать на себя несвойственные ему функции? Гораздо выгоднее договориться о сотрудничестве, обеспечить совместными усилиями весь спектр необходимых абоненту услуг и максимально упростить ему систему оплаты».

То же самое, по словам Деменчука, можно сказать и о корпоративном сегменте: «Зачем нам строить фиксированную сеть на несколько миллионов номеров, а проводному оператору – искать частоты и монтировать базовые станции на тысяче квадратных километров? Уровень проникновения инфокоммуникационных услуг в мегаполисах уже таков, что операторам проще кооперироваться, чем строить для сотни-другой абонентов отдельную структуру связи. Как раз сейчас мы разрабатываем модели взаимодействия с нашими партнерами, в первую очередь – с „Северо-Западным Телекомом“. Технически объединить различные сервисы в одном устройстве не так сложно, гораздо важнее отработать бизнес-схемы до такого уровня, чтобы клиент и не заметил, что он стал пользоваться конвергентными услугами. За мнимой простотой пользования всегда кроется сложнейший алгоритм, и наша задача – отшлифовать его на уровне каждого байта».
Стабильный рост

Что касается перспектив развития конвергентных услуг, то операторы оценивают их по-разному.

«Рынок конвергентных услуг Петербурга будет продолжать стабильно развиваться, – отмечает Илья Нестор, начальник отдела развития продуктов и услуг „МТС Северо-Запад“. – Это развитие эволюционное, а не революционное, то есть внезапного взрыва ожидать не стоит. Постепенно будут улучшаться качество и удобство пользования услугами и, соответственно, расти спрос со стороны крупного и среднего бизнеса». Кроме того, в МТС в качестве недостатков в распространении FMC отмечают отсталую техническую инфраструктуру в регионах, в том числе низкое проникновение фиксированной связи, что порою делает распространение FMC-сервисов затруднительным, нецелесообразным или вовсе неосуществимым, однако это скорее касается не Петербурга, а других регионов Северо-Запада.

В «ВымпелКоме» считают, что «конвергентные услуги останутся уделом больших компаний и мобильных рабочих групп – это перспектива на ближайшие два года. Часть решений и технологий за это время видоизменится или отомрет, но конвергенция неизбежна».

«Я полагаю, что будет „взрыв“, но произойдет он года через два-три, – считает Николай Деменчук. – Наши абоненты привыкали к мобильному интернету почти пять лет: сначала каждый из них хоть раз, но выходил в сеть, затем они начали скачивать файлы, пользоваться электронной почтой, а в прошлом году доля интернет-трафика резко возросла с 16 до 29% и составила почти треть всех наших доходов. А в следующем году, мы уверены, не менее 50% поступлений будут от мобильного интернета. По такому же сценарию „сыграют“ и конвергентные услуги».

Интересно, что фиксированные операторы региона пока не слишком озабочены активностью сотовых компаний в сегменте конвергентных услуг – их больше беспокоит конкуренция друг с другом.

Алена Журавлева

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: