Операторы поставили на скачки

Игроки сотового рынка в поисках дополнительных услуг и приложений (итоги форума GSM Russia 2005).

21-22 июня 2005 года в Москве проходила GSM Russia 2005 - 3-я Международная конференция и выставка по беспроводной связи GSM в России и СНГ. Июнь этого года оказался насыщенным конференциями, выставками и форумами в сфере телекоммуникаций – организаторы этих мероприятий решили максимально насытить информацией специалистов перед сезоном летних отпусков. Удалось ли организаторам GSM Russia 2005 сделать это мероприятие, уже ставшее традиционным, событием в телекоммуникационной жизни России? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, поэтому попробуем сфокусировать внимание читателей на наиболее интересных событиях и докладах.

Открывая конференцию, Джон Хоффман (John Hoffman), генеральный директор Департамента по консалтингу в области эволюции технологий Международной ассоциации GSM обратил внимание, что, несмотря на самые энергичные усилия по созданию и внедрению дополнительных услуг, в сфере подвижной связи "голос продолжает оставаться королем".

С основным докладом "Анализ современного состояния и ключевых направлений развития GSM в России и СНГ" выступил Вячеслав Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации российских операторов сетей GSM. Он отметил, что стремительное развитие сотовой связи продолжается – в этом месяце число абонентов сетей подвижной связи (СПС) в мире достигнет 2 млрд. Самая крупная абонентская база СПС в Китае – там в мае преодолен рубеж 350 млн. абонентов. В России рост абонентов сетей GSM также впечатляет: в 1996 году – 53 тыс. абонентов, 2004 году – уже 72,6 млн.

В последние годы в России абонентская база ежегодно удваивалась (по числу проданных SIM-карт), но это явление уже принадлежит истории, так как темпы проникновения СПС начинают снижаться, подходя к своему естественному пределу. Например, в 5-ти регионах России уровень проникновения превысил отметку 50%. В 31 регионе уже 4 и более сетей, а лицензий еще больше.

Другое важное явление – в России сформировались три крупных оператора европейского масштаба, которые уже вышли на рынок СНГ и стоят на пороге запуска сетей 3G. Важнейшая тенденция ближайшего будущего – конвергенция сотовой и фиксированной связи.

Среди основных направлений развития бизнеса В. Афанасьев отметил развитие услуг с добавленной стоимостью, формирование новых бизнес-моделей и появление новых игроков - виртуальных операторов. По мнению докладчика, следует обратить внимание на улучшение взаимодействия операторов и контент-провайдеров. Среди вопросов, которые предстоит решить сотовому сообществу – внедрение услуги сохранения номера мобильного абонента при переходе к другому оператору(MNP).

К несомненным удачам форума следует отнести организацию ряда неформальных дискуссий по актуальным вопросам развития СПС. Джон Хоффман умело выстроил обсуждение, а участники были обстоятельны и откровенны.

Так Алексей Нечипоренко, первый заместитель генерального директора ОАО "МегаФон" отметил, что вопросы качества услуг связи только начинают выходить на первый план. Он привел количественный критерий – в тех регионах, где уровень проникновения превышает 60%, уже стоит говорить о качестве услуг как важнейшем инструменте конкурентной борьбы. Однако необходимо развивать законодательную базу в этом направлении, разработать нормативные документы, регламентирующие параметры качества.

А. Нечипоренко предполагает, что в 2005 году инвестиции сохранятся на уровне прошлого года. Что касается года следующего, то все будет определяться запуском сетей 3G – если процесс лицензирования сетей 3G в РФ будет запущен, то инвестиции в 2006 году вырастут на 50%, в противном случае инвестиции будут ниже на 15-20%.

По его мнению, доходы от дополнительных услуг пока погоды не делают – в 2004 году они принесли компании только 12% общего дохода. В 2005 году они увеличатся, но незначительно – до 15-18%. К сожалению, за последние 10 лет кроме SMS-сервисов ничего существенного из приложений не создано. Важная статья дохода – поступления от роуминга, но роуминг собственных абонентов приносит существенно больше, нежели приезжающих в РФ.

Николай Прянишников, исполнительный вице-президент и генеральный директор ОАО "ВымпелКом" по регионам, рассказал, что в технологическом плане компания максимум усилий сосредоточила на внедрении технологии EDGE. В этом году более чем в 30 регионах сети, поддерживающие EDGE, будут сданы в коммерческую эксплуатацию.

Другой важный аспект развития – рост GPRS-трафика, особенно в регионах. Здесь благодаря неразвитости сетей фиксированной связи СПС стали единственным средством выхода в Интернет.

Учитывая особенности РФ, по мнению Н. Прянишникова, следует в первую очередь развивать низкоценовые услуги. Другое важное направление – производство мобильных терминалов (МТ) низкой ценовой категории – дешевле 40 долл. В большинстве случаев так называемый первый телефон должен ввести абонента в мир сотовой связи, поэтому его функциональность может быть минимальна.

Предстоит внедрение услуги MNP – Н. Прянишников отметил, что начать следует с опытных зон, например, в Москве и Петербурге. Но предстоит решить ряд организационных вопросов, доработать законодательную базу. Например, вводить услугу MNP не в целом по стране, как в ряде европейских стран, а в рамках отдельных субъектов федерации. Все участники дискуссии посетовали, что пока регулятор мало привлекает операторов к созданию соответствующих нормативных документов.

Игорь Столяров, вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) констатировал, что такой существенный показатель как ARPU падает. Но у компании есть конкретный план, как этот показатель стабилизировать. Это должно произойти в конце 2005 года. Одно из "секретных орудий" – технология i-mode, которая будет запущена в коммерческую эксплуатацию в сентябре. Для ее поддержки компания закупает большое количество соответствующих мобильных терминалов. Однако странно, что МТС рассчитывает на интерес именно "тяжелых" абонентов к данной услуге (скорее комплексу услуг).

По мнению И. Столярова, конвергенция услуг будет одной из определяющий тенденций. МТС работает в данном направлении совместно с группой компаний, входящих в "Систему Телеком". Так, уже вводится единая карта оплаты.

Другое направление – репозиционирование бренда компании. Однако здесь руководство проявит максимальную осмотрительность, поскольку, по мнению И. Столярова, на сегодня капитализация двух брендов МТС (и "Джинс" в частности) велика.

Итак, умело организованная дискуссия одного из руководителей Ассоциации GSM с топ-менеджерами российских операторов стала изюминкой форума. Но, пожалуй, в этом году их было маловато.

Нельзя сказать, что форум обошли своим вниманием основные вендоры индустрии сотовой связи. С обстоятельными докладами выступили представители компаний Alcatel, Nokia и Nortel. Но в целом после "Связь-Экспокомм-2005" можно утверждать, что тенденция наметилась - вендоры стали избегать участия в крупных мероприятиях, переориентируясь на специализированные корпоративные встречи.

Еще труднее объяснить отсутствие на форуме представителей регулятора – Министерства информационных технологий и связи РФ. Хотя вопросов у аудитории форума, как впрочем, и проблем, нуждающихся в разрешении, накопилось более чем достаточно. В последнее время наметилась любопытная тенденция, когда часть телеком-мероприятий у регулятора записаны в "любимые", а другая, менее удачливая - в "нелюбимые". В последние попала выставка "Связь-Экспокомм", сюда же угодил и форум GSM Russia 2005.

И уж вовсе непонятно, почему среди докладчиков не было представителей отечественных НИИ и проектных организаций, специализирующихся в области подвижной связи. Вероятно, у отечественной науки начались каникулы…

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: