Широкополосный Интернет сокращает скорость/Прироста выручки при отсутствии роста расходов

Прирост абонентской базы клиентов широкополосного доступа в Интернет (ШПДИ) за первое полугодие 2008 года составил 30%. Домашним Интернетом в Петербурге теперь пользуются 740 тыс. абонентов, и доля его проникновения, таким образом, составляет теперь 38,9% домохозяйств. Операторы продолжают агрессивную политику снижения цен, хотя на практике это обозначает в основном повышение скорости доступа при сохранении прежней цены. Реальные затраты операторов при этом практически не растут, правда, и рост их выручки уже сильно отстает от роста абонентской базы.

В прошлом году динамика прироста выручки от ШПДИ в целом по рынку превышала 6—8% в квартал. В апреле—июне этого года этот показатель составил 2,7% и достиг в абсолютных значениях 1,2 млрд руб. За первое полугодие 2008 года рост составит менее 9%, полагает Денис Кусков, генеральный директор ИАА «Неделя сотовых технологий».

Безоговорочным лидером рынка продолжает оставаться «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), владеющий основной телекоммуникационной инфраструктурой в городе. На его долю приходится около 30% абонентов — 217 тыс. домохозяйств. Причем в натуральных показателях СЗТ показал и наилучший прирост за первое полугодие — 44 тыс. абонентов. Однако в сравнительных величинах ближайшие конкуренты — ТКТ и «Корбина» — показывают лучшие результаты: они расширили свои базы на 40 и 50% соответственно против 25% у СЗТ. В целом аналитики прогнозируют продолжение замедления роста абонентской базы до конца 2008 года, которая должна установиться в декабре на уровне 870 тыс. домохозяйств (+57% к уровню начала года). В прошлом году она удвоилась.

Вместе с тем рост числа абонентов сопровождается и сокращением темпов роста доходов операторов. По данным «Недели сотовых технологий», только за три прошедших месяца средняя по рынку минимальная ежемесячная плата при неограниченном подключении на скорости 128 Кб/с снизилась сразу с 392,9 до 220 руб. Наиболее популярная в Петербурге скорость 512 Кб/с подешевела на 60%, до 417 руб. в месяц. При этом реального снижения цен для абонентов не произошло. В основном эти показатели говорят о наиболее популярной маркетинговой схеме операторов по удержанию абонентов на высококонкурентном рынке. Действующим абонентам компании удваивают скорость при сохранении прежней абонентской платы. Таким образом, оператор практически не несет никаких дополнительных расходов: сети практически у всех собственные, а выкупленные заранее каналы связи имеют значительный запас емкости, чтобы пропустить трафик существующих сейчас абонентов даже с учетом роста скорости. По оценкам специалистов, удвоение скорости соединения на практике дает оператору лишь 10—15% роста трафика.

Как отмечает Светлана Ткешелашвили, начальник отдела маркетинга компании «Цифра» (33 тыс. абонентов), увеличивая скорость для уже существующих абонентов, компании оставляют их на прежнем тарифе. «В то же время мы можем создать другой, новый и более дорогой тариф с учетом увеличения скорости для новых абонентов, которые только подключаются к нам», — говорит она. По ее словам, единственный неприятный эффект, который может произойти у оператора при дальнейшем удвоении скоростей, — это перезагрузка сети, однако пока что абонентские базы у операторов слишком малы, чтоб ожидать таких коллизий. И.о. генерального директора «Петерстар» Илья Кравчук считает, что при увеличении скоростей ШПДИ и сохранении цен для абонентов речь идет лишь о снижении рентабельности бизнеса. При этом, по его словам, удвоение скорости подключения приводит к росту потребляемого трафика в два раза не более чем у 10% абонентов.

Денис Лебедев, Анна Михеева

Тематики: Интернет

Ключевые слова: Интернет, Wi Fi, WiFi