Изворотливый hot-choice/ "Ростелеком" ускользнул от конкурентов

В августе на отечественном телекоммуникационном рынке разразился классический отраслевой скандал. ОАО "Северо-Западный телеком"(СЗТ) сперва известил своих абонентов о введении с первого сентября этого года системы hot-choice, а затем без объяснения причин отказался от своих планов. В минусе остались пользователи, де-факто лишенные права выбора и ОАО "Межрегиональный Транзит-телеком"(МТТ) которое планировало составить конкуренцию ОАО "Ростелеком". Зато ситуация очень на руку самому "Ростелекому" и его акционерам -- УК "Лидер" и "КИТ Финанс", скупившим около 40% акций оператора. Не исключено, что скоропостижная отмена hot-choice -- лишь первый шаг в многоходовой комбинации, после завершения которой станет понятно, зачем инвесторы несколько лет скупали акции "Ростелекома".

Сейчас при наборе "восьмерки" вызов автоматически попадает в сеть "Ростелекома". Соответственно, оператору достаются все расходы абонентов СЗТ на дальнюю связь. Лишь де-юре у пользователей есть возможность выбрать другого оператора для звонков по межгороду. Для этого требуется поехать на телефонный узел и написать заявление о переводе вызовов по "восьмерке" с "Ростелекома" на другого оператора. Правда, для этого еще нужно сравнить тарифы, которые, кстати, у операторов постоянно меняются. Так что желающим постоянно экономить на межгороде ничего не остается, как регулярно посещать свой телефонный узел, переключая "восьмерку". Очевидно, что из-за бюрократических преград пользователей, сменивших "Ростелеком" на другого оператора, в Петербурге практически нет. Зато при hot-choice можно менять провайдера не выходя из дома. Система предусматривает автоматический выбор -- после набора "восьмерки" достаточно набрать код требуемого оператора и номер вызываемого абонента. Такая система и должна была заработать в Петербурге с первого сентября этого года.

СЗТ успел известить о нововведениях своих абонентов, а МТТ уже готовил пресс-конференцию, посвященную вводу hot-choice в Северной столице. В "Связьинвесте" охотно комментировали предстоящее событие, говоря, что как только у МРК появляется техническая возможность ввода "горячего выбора", так новая система и начинает работать. У СЗТ, якобы, сообщали в "Связьинвесте", такая возможность есть. Другими словами, hot-choice запускался в Петербурге не "по-тихому", а открыто -- все были в курсе и ждали первого сентября. Однако за несколько недель до наступления осени неожиданно выяснилось, что никакого запуска hot-choice не будет. Ни в СЗТ, ни в "Связьинвесте" никаких внятных объяснений тому, что является причиной смены курса, дать не смогли. Очевидно, что решение заморозить проект было принято внезапно, а его консервация в СЗТ происходила по директивам из Москвы. В самом "Связьинвесте" ответственность за разразившийся скандал, разумеется, возложили на "нерадивую дочку". "Налицо нескоординированность действий СЗТ и 'Связьинвеста'. Коллеги не согласовали своих действий по рекламе новой системы среди населения. Эта позиция не была согласована с холдингом", -- заявил "Ъ-Телекому" глава "Связьинвеста" Александр Киселев. По его словам, hot-choice будет вводиться сразу во всех МРК страны, как только у них появится для этого техническая возможность. "Думаю, процесс займет не менее года", -- прогнозирует господин Киселев.

Впрочем, опрошенные Ъ эксперты уверены, что СЗТ вряд ли решился бы рекламировать введение hot-choice (в общем-то, знаковое событие для всей отрасли), не согласовав своих действий с материнской компанией. Очевидно, что наиболее эффективно торпедировать процесс могла лишь действующая администрация связи. Напомним, что основным акционером "Связьинвеста" является государство. "Очень похоже, что кто-то из министерства в последний момент заблокировал процесс ввода hot-choice на сети СЗТ", -- заявил Ъ на условиях анонимности один из участников рынка.

Не исключено, что именно так и произошло, к тому же состав отраслевых чиновников не так давно полностью обновился. "Кто-то из администрации связи вполне мог пролоббировать интересы акционеров 'Ростелекома' -- 'КИТ Финанса' и 'Лидера', которые совсем не заинтересованы в появлении реальной конкуренции на рынке дальней связи", -- говорит собеседник Ъ. "Думаю, что 'КИТ Финанс' и 'Лидер' менее всего хотели бы введения hot-choice, но рано или поздно это все равно произойдет. Это требование закона и нормальная логика развития отрасли", -- считает господин Киселев.
Инвестиционная компания "КИТ Финанс" и управляющая компания "Лидер" приступили к скупке акций "Ростелекома" в 2006 году. Тогда бумаги оператора стоили достаточно дешево -- около 60 рублей за акцию. В настоящий момент обе компании сконцентрировали в своих руках 38─39% акций оператора, а их активность на рынке привела к тому, что стоимость акций "Ростелекома" взлетела до 270─280 рублей за единицу. При этом столь позитивная динамика курса акций сопровождается довольно пессимистичными изменениями финпоказателей компании. Так, по итогам первой половины 2008 года, выручка "Ростелекома" составила 30,5875 млрд рублей, снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 156 млн рублей. При этом за первую половину текущего года произошло снижение объема междугородного трафика на 0,9%, а выручка от данного вида услуг снизилась на 4,2% -- до 14,7684 млрд рублей. Исходящий международный трафик также уменьшился на 2,8%, а доходы от этих услуг составили 5,8402 млрд рублей, что на 7,5% ниже аналогичного показателя за первое полугодие 2007 года. В "Ростелекоме" считают, что негативная динамика показателей объясняется следующим -- люди стали чаще использовать мобильные телефоны для звонков по межгороду. Отраслевые аналитики полагают, что эта тенденция будет продолжаться: звонить с мобильника удобней, а в некоторых случаях -- и дешевле, чем со стационарного телефона. Международные вызовы тоже все чаще осуществляются через IP-приложения, при этом число компьютеров в России будет расти, а значит, доходы операторов дальней связи от данного вида услуг -- снижаться.

На этом фоне введение hot-choice в Петербурге могло ослабить и без того шаткую рыночную позицию "Ростелекома". По оценке аналитического агентства "Рустелеком", в Северной столице с вводом "горячего выбора", оператор мог потерять около $25 млн в год. Старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов считает, что если бы hot-choice был введен в 2008 году, то доля "Ростелекома" на рынке междугородной связи в фиксированных сетях упала бы с 56% до 50%. При этом выручка предприятия снизилась бы на $121 млн. Как видно, цена вопроса довольно велика и вполне могла заставить акционеров "Ростелекома" задействовать свои лоббистские возможности (в том числе, и в Минкомсвязи) с целью притормозить ввод hot-choice на сетях МРК.

Впрочем, возможно, вскоре для "Ростелекома" все изменится и компании будут нипочем как неприятные тенденции рынка, так и обострение конкуренции с вводом hot-choice. Вывести оператора и его акционеров из затруднительного положения может приватизация "Связьинвеста" на базе "Ростелекома". Не исключено, что сам холдинг будет ликвидирован, а все МРК переведены в "Ростелеком". В этом случае коэффициенты конвертации акций МРК в бумаги "Ростелекома" скорее всего будут делаться на основе их рыночной стоимости. С учетом активности "КИТ Финанса" и "Лидера", благодаря которой рыночная стоимость акций "Ростелекома" за последние несколько лет выросла примерно в 4,5 раза, инвесторы смогут неплохо заработать. "Консолидация МРК 'Связьинвеста' на базе 'Ростелекома' -- нейтральный сценарий для 'Системы', очень выгодный вариант для УК 'Лидер' (учитывая завышенную стоимость 'Ростелекома' и заниженную -- МРК), и крайне негативный -- для миноритарных акционеров МРК. Таким образом, ответ на ключевой вопрос 'Cui prodest?' (кому выгодно? -- Ъ) -- очевиден. Параллельно 'Лидер' лоббирует идею присоединения к 'Ростелекому' Центрального телеграфа -- на тот случай, если затея с переходом МРК на единую акцию провалится", -- говорит Юрий Брюквин.
Возможно, первые ходы в этой комбинации уже сделаны. В начале сентября этого года стало известно, что Минкомсвязи и Росимущество направили в правительство проект директивы о внеочередном собрании акционеров, на котором планируется принять решение о смене гендиректора "Связьинвеста".

Борис Горлин

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: МТТ, ТрансТелеКом, АТС