Технический спад

Сети бытовой техники и электроники готовятся к потере значительной части товарооборота и к тому, что его будет трудно восстановить после кризиса.

Магазины, торгующие бытовой техникой и электроникой, пока не очень остро ощутили влияние кризиса на продажи. Сейчас люди совершают запланированные ранее покупки, а кадровые сокращения и урезания зарплат еще не стали столь массовыми, чтобы кардинально повлиять на покупательную способность населения.

Однако участники рынка полагают, что отток покупателей последует уже после Нового года, и предрекают в ближайшей перспективе сокращение ассортимента, смещение акцента на товары средней и нижней ценовой категории, а также повышение цен. Докризисный рост этого сегмента рынка составлял около 10% ежегодно, теперь же участники рынка готовятся к спаду сразу на 40%. По мнению генерального директора петербургской сети магазинов «Телемакс» Виктора Важенина, восстановить прежние обороты после кризиса будет очень сложно.

Богатые все равно платят

– Когда вы ощутили влияние кризиса?

– Лично я его ощутил в конце августа, когда о нем начали говорить в СМИ. А на компании спад отразился только в ноябре, когда произошло снижение объемов выручки на 10−11% от показателей прошлого месяца, в то время как мы планировали рост 13%. Думаю, падение объемов продаж будет продолжаться. В первом квартале следующего года оно составит 40% от объемов начала 2008−го.

– Снижение спроса произошло на всю линейку товаров или только на определенные группы продукции?

– Заметно меньше стали покупать технику среднего ценового сегмента. На товары премиум-сегмента спрос остался прежним и, скорее всего, не снизится. Дело в том, что основные потребители в этом сегменте – довольно состоятельные люди, и они пострадают от кризиса меньше, чем средний класс. Они могут потерять в заработке, но уровень их потребления снизится несущественно или вовсе не изменится.

В дальнейшем мы будем смещать товарную линейку к нижнему ценовому сегменту, но число товаров верхнего ценового сегмента сокращать не планируем. По прогнозам, нас ожидает уменьшение числа крупных покупок, а более половины всех приобретений в магазинах бытовой техники и электроники – это как раз крупные покупки.

– Как вы собираетесь стимулировать покупательскую активность?

– Это могут быть различные акции: скидки на определенные группы товаров, подарки для покупателей от того или иного производителя. Сейчас мы проводим в основном призовые акции, которые в дальнейшем уйдут на второй план. Основную массу будут составлять акции скидочные – думаю, во время кризиса они наиболее актуальны.
Сокращение по сценарию

– Когда в «Телемаксе» стали задумываться о пакете антикризисных мер?

– Пакет мер противодействия кризису начали разрабатывать в октябре. Сегодня у нас есть три сценария антикризисных мер, которые мы будем применять в зависимости от развития ситуации, глубины кризиса и, следовательно, уменьшения спроса на бытовую технику и электронику. Эти сценарии отличаются друг от друга масштабами сокращений ассортимента, персонала, планов развития сети, издержек компании. Будем также закрывать магазины, которые приносят наименьшую прибыль, пересматривать систему оплаты труда.

– Как вы скорректировали планы развития компании в связи с кризисом?

– В этом году мы должны были расширить сеть в регионах России на 14 новых магазинов. Эти намерения не изменятся. А вот в следующем году из намеченных к открытию 24 магазинов рассчитываем запустить только десять. Но и эти планы могут быть подвергнуты корректировке. Никто не знает, какова окажется глубина кризиса и насколько сократится товарооборот.

Тормозить развитие «Телемакса» может и ситуация, сложившаяся на рынке торговой недвижимости. На сегодня 85−90% проектов торговых и многофункциональных комплексов, находящихся на начальном этапе строительства, заморожены. Объемы ввода новых торговых площадей, на которые рассчитывал рынок, будут мизерными, что отразится на арендных ставках – в 2009 году ожидается их повышение.
Отсроченное доверие

– Как кризис отразится на сегменте, в котором работает ваша компания?

– Ритейлу бытовой техники и электроники будет сложнее выжить, чем, скажем, продовольственному, который уже получил от федерального правительства стабилизационные кредиты.

Еще один нюанс: в нашем сегменте, я думаю, не будет слияний и поглощений, которые предстоят в продовольственном ритейле. Компании, торгующие техникой, просто будут уходить с рынка. Для крупных федеральных сетей небольшие региональные компании интереса не представляют. У региональных же игроков нет денег на покупку конкурентов.

Я не исключаю, что рынок потеряет одного-двух сетевых игроков федерального масштаба. В Петербурге в конечном счете останется лишь несколько ритейлеров. Причем в результате сокращения общего числа магазинов и персонала ощутимо ухудшится сервис.

– Когда, по вашему мнению, можно ожидать подъема покупательской активности?

– Кризис – это не только состояние экономики, это состояние ума. Так что даже когда финансовые показатели предприятий уже начнут стабилизироваться, это не значит, что кризис моментально закончится в сознании населения. Шлейф его в виде низкого потребительского спроса будет продолжаться как минимум год после прохождения кризисного максимума. Особенность ритейла в том, что он быстро теряет объемы продаж и медленно их восстанавливает. Это связано с потерей уверенности в будущем: пока потребитель не будет точно уверен в том, что в дальнейшем его ждет стабильность, торговые обороты не восстановятся.

Милана Челпанова

Тематики: Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: