Держи абонента крепче. Операторы не рассчитывают на рост бизнеса в 2009 году

В конце прошлой недели Евгений Васильев, возглавивший в сентябре этого года ЗАО "Петерстар", рассказал о планах компании на 2009 год. Выяснилось, что оператор не вынашивает амбициозных проектов и собирается сконцентрироваться прежде всего на удержании и оптимизации своего бизнеса. Эту стратегию разделяют и другие участники рынка. По оценкам отраслевых аналитиков, объем рынка в сегменте бизнес-пользователей из-за финансового кризиса снизится в следующем году на 10-15%.

В следующем году "Петерстар" планирует оптимизировать управление своим бизнесом в регионах Северо-Запада. Сейчас на местах действуют дочерние предприятия компании - самостоятельные юридические лица, которые в течение 2009 года будут преобразованы в филиалы петербургского офиса "Петерстара". "Филиальная структура позволяет быстрее проводить решения и эффективнее управлять региональным бизнесом", - говорит господин Васильев. По его прогнозу, в следующем году регионы Северо-Запада будут приносить компании около 20% выручки. По данным аналитического агентства "Рустелеком", сейчас компания зарабатывает за пределами Петербурга около 12% от общей выручки. "С учетом сделанных в этом году приобретений, это достаточно скромный прогноз", - говорит гендиректор "Рустелекома" Юрий Брюквин. Напомним, что в этом году "Петерстар" приобрел четыре телекоммуникационных провайдера, работающих на Северо-Западе.

По словам господина Васильева, одной из ключевых задач компании в 2009 году будет сохранение существующей абонентской базы. По данным "Рустелеком", сейчас оператор обслуживает около 70 тысяч бизнес-клиентов и 35 тысяч частных пользователей. "Органический рост рынка в Петербурге осуществлялся в основном за счет нового строительства. Однако финансовый кризис безусловно повлиял на темпы ввода как жилой недвижимости, так и коммерческой", - говорит господин Васильев. Новых клиентов в 2009 году оператор планирует искать среди чужих абонентов. Господин Васильев считает, что не все петербургские провайдеры малой и средней руки смогут противостоять давлению кризиса, и предполагает переток их пользователей в "Петерстар".

Впрочем, на переток абонентов из чужих сетей рассчитывают и операторы второго эшелона. "Финансовый кризис, конечно, может негативно повлиять на бизнес наших клиентов и, как следствие, привести к сокращению их расходов на услуги связи. Но у нас сокращения абонентской базы не предвидится. Напротив, мы рассчитываем на прирост абонентов в 2009 году, понимая при этом, что доходность с одного клиента наверняка снизится", - говорит генеральный директор "Северен-Телекома" Сергей Лагир. С ним соглашается генеральный директор "Ланк Телекома" Николай Сторожев. "Думаю, что основная задача всех операторов в 2009 году - это сохранение существующей абонентской базы. Все игроки рынка сейчас активно работают в этом направлении. В частности, наша компания готовит целый пакет антикризисных предложений", - говорит господин Сторожев.

Аналитики считают, что из-за снижения тарифов, сокращений и замороженного строительства объем петербургского рынка услуг для бизнес-пользователей в 2009 году снизится. "Затраты компаний на связь, как правило, пропорциональны количеству их сотрудников. Ввиду истеричных сокращений, достигающих порой 70 процентов персонала, в грядущем году можно смело ожидать сокращения доходов операторов как фиксированной, так и сотовой связи в корпоративном секторе в пределах 10-15 процентов", - говорит генеральный директор компании iPipL Дмитрий Петров. По данным "Рустелекома", в 2008 году городские предприятия заплатили операторам около 40 млрд рублей. "В 2009 году в рублях рынок может вырасти на 5-10 процентов, но в долларовом исчислении, конечно, снизится", - говорит господин Брюквин.

Борис Горлин

Тематики: Фиксированная связь, Финансы

Ключевые слова: финансы, Петерстар, Петербург связь, операторы связи Петербурга