Кризис как возможность. Обсудили на первом в этом году заседании SPb CIO Club

Вчера, 13 января 2009 года, прошло очередное заседание SPb CIO Club, причем впервые в статусе Комитета по информационным технологиям, созданного при Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате. Встреча проходила в формате круглых столов, за которыми поднимались темы подхода к бюджетированию, угроз и возможностей для ИТ-директора в условиях кризиса. Также были вынесены на обсуждение особенности взаимодействия поставщиков и потребителей ИТ-услуг в сегодняшней ситуации.

Вчерашнее мероприятие проводилось в формате «без галстуков» и впервые проходило в  Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате. В первой части встречи было организовано два круглых стола для обсуждения вопросов бюджетирования в условиях кризиса, а также угроз и возможностей для ИТ-директора в сложившейся ситуации. Руководителем дискуссии первого стола выступил начальник отдела информационных технологий ОАО «Светлана» Сергей Горшенин. Специалист раскрыл некоторые понятия, которыми необходимо оперировать, обсуждая возможные подходы к бюджетированию в условиях кризиса. Так, г-н Горшенин рассказал, что финансовая структура в организации определяет ответственных за те или иные показатели бизнеса на различных уровнях. Бюджет компании, другими словами, является планом, который составлен на следующий отчетный период в натуральном и денежном выражении. Данный план определяет потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов. При этом бюджет предприятия отражает в итоге факт хозяйственной деятельности предприятия.

Встреча  SPb CIO Club прошла в формате круглых столов 

Как было отмечено в ходе обсуждения, бюджет любого подразделения строится на основании планов экономического отдела. ИТ-бюджет необходимо разделять на два типа - операционный (на текущие нужды) и инвестиционный (на развитие). Первый строится на основании статистики предыдущих периодов. Одним из интересных предложений в данном вопросе было вынесение затрат на расходные материалы в планируемый бюджет каждого конкретного отдела. В случае с инвестиционным типом оптимальным решением является составление отдельного бюджета на каждый проект развития, также данный вид бюджета всегда должен включать фонд оплаты труда, это будет служить бонусом ИТ-директору при мотивации сотрудников к проектам, направленным на развитие инфраструктуры. По рекомендации Сергея Горшенина, несмотря на кризисную ситуацию, планировать бюджет необходимо на год вперед, для того чтобы иметь примерное представление о том, на что можно рассчитывать и как распределять предлагаемый минимум средств. При этом нужно располагать ситуацией в подразделениях и использовать возможность ежемесячной корректировки бюджета.

Более того, г-н Горшенин отметил, что необходимо понимать, где именно протекает кризис – в стране или в организации, и в связи с этим вести ту или иную политику. Но в любом случае предприятие должно иметь резервный фонд и ежемесячно вести анализ расходов.

Что касается использования годового бюджета на ИТ, здесь специалисты рассматривали позицию быстрого вложения средств, которое целесообразно с точки зрения возможного роста цен на брендовую технику. Однако при данной политике есть риск того, что компания может закупить ряд ненужного оборудования.

Что касается угроз для CIO в условиях кризиса, то основным фактором здесь является сокращение статей расходов на ИТ-инфраструктуру. Как заметил директор ООО «Компас» Павел Попов, в данных вопросах необходимо вести диалог с руководством компании для того, чтобы предоставлять информацию о том, до какого уровня можно сокращать ИТ-ресурсы и определить список тех рисков, с которыми организация может столкнуться в результате данных мер. Более того, специалисты заметили, что для приведения конкретных доводов ИТ-подразделение должно располагать программой, которая бы предоставляла актуальную информацию о состоянии ИТ-инфраструктуры и эффективности работы сервисов.

Во второй части заседания рассматривались влияние состояния бизнеса на позиции ИТ-подразделений, а также проблемы взаимодействия поставщиков и потребителей ИТ-услуг. В силу возникшего кризиса изменяется вектор развития бизнеса, что определенным образом влияет и на ИТ-отдел. В рамках изменения концепции самого бизнеса в основном наблюдается оптимизация издержек, перераспределение ресурсов с менее рентабельных затрат на более рентабельные. Но, как выяснилось за одним из круглых столов, 5 из 11 ИТ-директоров отмечают позицию роста своих департаментов в сложившихся условиях. И многие из CIO рассматривают кризисные условия как благоприятную почву для проникновения ИТ.

Обсуждая тему взаимоотношения ИТ-отдела компании с поставщиками услуг, некоторые члены клуба отметили, что сейчас кризис воспринимается как удобный инструмент для объяснения задержки платежей. Таким образом, складывается ситуация, когда ИТ-компании перестают доверять предприятиям-заказчикам – возникает «кризис недоверия». С этой точки зрения создаются неблагоприятные условия, при которых организация не может отсрочить оплату услуг поставщиков в какой-либо критической ситуации. Отметим также, что ИТ-компании, в свою очередь, все же стараются удержать клиента, это дает предприятиям возможность обсуждать более выгодные условия предоставления услуг в виде значительных скидок, о чем на одном из последних заседаний говорил главный редактор Intelligent Enterprise Константин Зимин.

Что касается непосредственно приобретения оборудования, то здесь выделяется два пути – это покупка брендового «железа» либо хардверные решения местной сборки (noname). В обоих случая можно выделить как преимущества, так и недостатки. Так, при первом варианте заказчик имеет гарантию, используя которую обращается в квалифицированные  центры обслуживания. При закупке продукции noname компания значительно экономит средства, но при этом имеет дело с высокими рисками.

Также, по мнению аудитории, в кризисное время нет смысла затоваривать склады различными расходными материалами, такими как картриджи, диски, мышки и т. д. Объясняется это тем, что, с одной стороны, в силу сокращения штатов на рынке появится много лишней продукции и есть возможность, что цены на такие товары упадут, однако, с другой стороны, за счет роста курса доллара может пойти и обратный процесс.

Напомним, что предыдущая тема заседания «без галстуков» SPb CIO Club состоялась 9 декабря прошлого года, и она также была посвящена кризису (см. новость раздела CIO от 10 декабря 2008 г.). Следующее заседание, последнее в прошлом году, было проведено 18 декабря (см. новость раздела CIO от 19 декабря 2008 г.).

Подробности

Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона SPb CIO Club начал свою работу осенью 2004 года. Целью деятельности клуба является создание платформы для обмена мнениями по актуальным проблемам использования ИТ. Сегодня в SPb CIO Club входят 314 членов, в числе которых ИТ-директора из «Юнилевер», «Компьютер-Центр Кей», «КИТ Финанс», а также SBI, ФГУП «ГТК «Россия», «Петербургская Недвижимость» и другие. Что касается партнеров сообщества, то среди них назовем такие компании, как Fujitsu Siemens Computers, IBM East Europe/Asia, Microsoft, «1С», «Ланк Системс», «Тринити», «АстроСофт», Orange,  ArtCommunications («Энфорта»), «Фабрика Бизнеса», «Сервис к.т.», Event House и другие.

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Интеграция, ПО, Кадры, Финансы

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизация, автоматизация учета, финансы, управление инвестициями, финансирование, управление инвестиционными проектами, выручка, кадры, ИТ-директор, CIO, IT-директор