Невыгодные нетбуки. Дешевые ноутбуки снизят объем рынка персональных компьютеров

В 2008 году доля нетбуков на рынке персональных компьютеров (ПК) составила 7%, а объем продаж в глобальном масштабе мог достичь 11 млн единиц, говорится в отчете Deloitte. В России доля нетбуков на рынке ноутбуков выросла в разы: в первом квартале она составляла менее 6%, в третьем квартале — 19%. В связи с низкой ценой нетбуков объем рынка ПК в 2009 году может сократиться в денежном выражении на фоне роста продаж в штуках, полагают аналитики.

Рынок нетбуков станет самым быстрорастущим сегментом рынка персональных компьютеров в 2009 году, сообщается в отчете Deloitte. По итогам 2008 года аналитики компании прогнозируют мировой объем продаж нет­буков в размере 11 млн единиц, что составляет около 7% от всего рынка ПК. Аналитики объясняют привлекательность нетбуков тем, что они представляют собой «прекрасный вариант второго компьютера для обычного человека, третьего компьютера для технически продвинутого пользователя и первого компьютера для ребенка». По их ожиданиям, из-за нетбуков доходы компьютерной промышленности пострадают в связи с относительно низкой ценой мини-ноутбуков, которая в 2009 году может опуститься ниже 250 долл. В 2009 году, несмотря на вероятный рост продаж в количест­венных показателях, в денежном выражении мировые продажи ПК впервые могут сократиться.

При этом нетбук привлекателен еще и для операторов беспроводной связи. Портативность устройства может рассматриваться как расширенный функционал больших смартфонов, подходящих для субсидирования в целях привлечения абонентов услуг беспроводной передачи данных.

Аналитики Deloitte прогнозируют рост продаж нетбуков и в России. «Возможно, для кого-то нетбук станет не вторым, а даже первым компьютером», — говорится в отчете. По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, на данный момент рынок нетбуков — самый быстроразвивающийся в России сегмент рынка ПК. Однако рост объемов продаж нетбуков никак не скажется на объемах продаж ноутбуков. «Кому-то надо мощную машину, чтобы играть в современные игры, а кому-то достаточно и небольшой электронной книги с Интернетом», — говорит аналитик. По словам аналитика IDC по рынку ПК Зарины Камытбаевой, доля нетбуков на рынке ноутбуков во втором квартале 2008 года составляла около 6%, а в третьем она достигла уже 19%.

По мнению г-на Деева, доля нет­буков продолжит расти, однако ничего угрожающего для ноутбуков этот рост не несет. Рост будет в штучном выражении, а что касается денежного, то тут много зависит от курса рубля по отношению к доллару. При этом пользователи и вовсе могут отказаться от покупки более дорогого компьютера или вообще ничего не купить. «По нашим оценкам, в первом квартале 2009 года в штучном выражении будет наблюдаться небольшой спад по всему рынку ноутбуков», — говорит г-жа Камытбаева. По ее мнению, нетбуки занимают особую нишу, у которой есть неплохие перспективы. «Их покупают в качестве вспомогательного компьютера те, для кого в соотношении цена/качество приоритетна именно цена», — заключила аналитик.

Анна Фадеева

Тематики: Рынок ПК

Ключевые слова: компьютер, персональные компьютеры, компьютерные магазины