Роуминг сделают виртуальным и обесценят

Новые виртуальные операторы сотовой связи видят один из своих главных козырей в предоставлении услуги роуминга по "местному" тарифу.

Mobile Virtual Network Operator (MVNO), оператор виртуальной сети мобильной связи – это компании, предоставляющие услуги сотовой связи, не имеющие при этом собственного радиочастотного ресурса. Такие операторы арендуют излишки радиочастотного ресурса у традиционных, проще говоря, используют чужие базовые станции.

В Европе они составляют серьезную конкуренцию другим операторам, поскольку не тратят деньги на развитие и поддержание инфраструктуры; их услуги имеют меньшую себестоимость. Сверхдешевой связи для всех они обычно не предлагают, а концентрируются на слабо освоенных другими операторами нишах, выходя в эти сегменты с выгодными предложениями. В России этот рынок находится в стадии становления. Однако можно ожидать, что скоро он получит резкий толчок к развитию, составив весомую конкуренцию традиционным оператором. Одним из преимуществ «виртуалов» может стать предоставление роуминга по значительно более низким ценам, чем традиционные операторы.

Откуда берутся деньги

Тарификация звонков в роуминге достаточно сложна, однако существуют два основных принципа. Плата за исходящие звонки в роуминге (например от места вашего отдыха в Петербург) главным образом определяется тем оператором, у которого вы "гостите", петербургский оператор при этом на тарифы влияет куда менее значительно и обычно лишь добавляет 10-15%. Цена за входящие звонки в основном определяется петербургским оператором и складывается из тарифа на международный (междугородний) звонок в место вашего текущего пребывания, сложенного с рядом надбавок, в частности, стоимостью входящего звонка в гостевой сети. Она существенно ниже и у некоторых операторов, особенно западноевропейских, может быть равна нулю. Таким образом, тарифы на исходящие и входящие звонки в роуминге могут очень сильно различаться, поскольку формируются они фактически разными операторами. Например, абонентам "МегаФона", пребывающим в Западной Европе, входящий звонок может обойтись по цене порядка $3/мин., тогда как исходящий всего за $0.5/мин. Что касается национального роуминга в пределах России, то там обычно стоимости входящих и исходящих звонков сопоставимы между собой, и нет столь ярко выраженного перекоса. "При этом себестоимость звонков мизерна и часто не превышает 5-10 центов за минуту", - рассказал ДП сотрудник одной из компаний, готовящихся выйти на рынок в качестве виртуального оператора – "Поэтому мы в качестве одного из своих конкурентных преимуществ видим предоставление услуги роуминга по цене на местную связь на ряде тарифных планов".

Регистрируйтесь у нас

Таким образом, зарабатывать деньги на своих "отъезжающих" абонентах существующим операторам вскоре уже не удастся – те, кто пользуются роумингом, обзаведутся сим-картами новых виртуальных операторов. Однако они имеют преимущество, которого нет у "виртуалов" – возможность обслуживания в своей сети приезжающих к нам иностранцев: за них операторы борются изо всех сил; например, МегаФон размещает рекламу в журналах для туристов (Where_SPb и In-flight Review), а также на карточках авиакомпании "Пулково", а в "Билайне" существует целая федеральная программа по привлечению роумеров в свою сеть, которая включает рекламные ТВ-кампании, точечное размещение рекламы в транспортной прессе, печатные материалы для дилерских салонов, а также обеспечение уверенного приема в местах прибытия новых абонентов (на вокзалах и в аэропортах), возможность автоматического выбора телефона в пользу "Билайн", приветственное смс-сообщение при регистрации в сети с указаниями необходимых справочных телефонов, благодаря чему летом число роумеров в петербургской сети увеличивается в 3 и более раза. У "МегаФона", по данным отдела маркетинга компании, летом более чем в 2 раза возрастает количество абонентов, которые пользуются роумингом, пропорционально увеличивается и роуминговый трафик. У филиала МТС в Санкт-Петербурге доходы летом с активизацией роумеров в среднем увеличиваются на 10%. "Что касается привлечения роумеров из других сетей, то одним из средств можно считать размещение рекламных материалов в международном аэропорту Пулково. Роумеры, зарегистрировавшиеся в сети МТС получают приветственное SMS. Кроме того, в МТС разработан и готовится к запуску ряд сервисов, направленных на комфортное пребывание роумера в сети (дополнительные услуги справочно-информационного характера, исправление ошибок при неверном наборе, возможность воспользоваться дополнительными услугами домашней сети). Часть из этих сервисов уже работает в тестовом режиме и будет введена в коммерческую эксплуатацию в самое ближайшее время", - прокомментировали в пресс-службе филиала.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: