Телефон сдает позиции МРК «Связьинвеста» вырастут за счет услуг доступа в Интернет

Доходы МРК от услуги ШПД к 2013 году приблизятся к доходам от передачи голоса, считают в компании «Уралсиб». К этому моменту выручка всех МРК от услуг местной связи составит 2,49 млрд долл., а выручка от услуг ШПД — 1,75 млрд. Большинство альтернативных операторов сворачивают программы региональной экспансии, что дает МРК передышку, которая позволит им закрепиться на высокодоходном рынке интернет-доступа, говорят аналитики.

По прогнозу ФК «Уралсиб», 2009 год станет для МРК «Связьинвеста» одним из самых трудных за последние несколько лет. Обесценение рубля приведет к снижению долларовой выручки и EBITDA региональных «дочек» холдинга на 20—30%. В результате «дочки» холдинга вернутся к финансовым показателям прошлых лет только в 2010 году, прогнозируют аналитики.

С другой стороны, большинство альтернативных операторов сворачивают программы региональной экспансии, что дает МРК передышку, которая позволит им закрепиться на высокодоходном рынке интернет-доступа. По прогнозам ФК «Уралсиб», выручка МРК от услуг широкополосного доступа в ближайшие пять лет вырастет вдвое и «практически достигнет уровня выручки от услуг местной голосовой связи». «В период, когда другие операторы ШПД замораживают развитие сетей в регионах, уже существующие игроки смогут усилить позиции. Поэтому МРК кризисный период даст дополнительные шансы», — поясняет аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов.

Если в 2008 году, по подсчетам аналитиков, выручка от услуг местной связи МРК превышала выручку от услуг Интернета более чем вдвое (эти показатели составляли 3,1 млрд долл. и 1,33 млрд долл. соответственно), то в 2013 году выручка всех МРК от услуг местной связи составит 2,49 млрд долл., а выручка от услуг ШПД достигнет уровня 1,75 млрд. «Мы ожидаем, что в 2009—2013 годах численность абонентов широкополосного доступа продолжит расти, хотя и более низкими темпами — в среднем на 13% в год, тогда как в 2008 году темпы роста абонентской базы составляли 108%. Рост численности абонентов широкополосного доступа будет сопровождаться ежегодным снижением средней выручки на абонента (ARPU) на 9%», — говорится в отчете инвесткомпании.

«Рынок ШПД очень интересен «Связьинвесту», однако дальнейшие планы по развитию на нем будут определены в общей стратегии холдинга, которая в данный момент формируется», — сообщили в пресс-службе «Связьинвеста». Источник, близкий к совету директоров одного из МРК, ранее сообщал, что МРК заинтересованы в том, чтобы развиваться на рынке ШПД не только за счет существующих сетей, но и за счет покупок небольших региональных активов.

По подсчетам аналитической компании Direct Info, сейчас документальная электросвязь (услуги Интернета и передачи данных) занимает около 14% в структуре выручки «Связьинвеста», в то время как на голосовые услуги приходится более 60% выручки. «Прогнозы по изменению в структуре выручки я считаю несколько преждевременными. Доступность услуг ШПД «дочек» «Связьинвеста» не настолько высокая, чтобы обеспечить региональным компаниям мощный приток абонентов в ближайшие годы, который бы позволил говорить о глобальном изменении в структуре выручки МРК», — говорит аналитик Direct Info Алексей Кондрашов. Кроме того, по его мнению, в последние годы в регионах становится популярным мобильный Интернет, который постепенно перетягивает на себя часть абонентской базы проводных операторов.

Елизавета Серьгина

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: Интернет, широкополосный доступ, Связьинвест