Номер на все времена. Появится у абонентов с введением услуги MNP

Со следующего года Мининформсвязи планирует внедрить на территории России услугу сохранения номера при смене оператора -- Mobile Number Portability (MNP). Это означает, что любой абонент сотовой сети сможет поменять провайдера, сохранив за собой старый номер. Для пользователей такая перспектива выглядит весьма привлекательно. Однако сами операторы говорят о том, что, как показывает опыт внедрения MNP в Европе, после появления такого сервиса на рынке могут произойти заметные изменения.

К работе по внедрению услуги MNP Мининформсвязи приступило в этом году. В настоящее время сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители отраслевого министерства, Ассоциации GSM, Ассоциации СОТЕЛ, ОАО "Связьинвест", ФГУП "ЦНИИС", ФГУП "ЛОНИИС" и др. Группа занимается разработкой пакета регламентов взаимодействия участников рынка. Идеологом проекта MNP в России выступает директор департамента государственной политики в области информационных коммуникаций Виталий Слизень, хорошо известный в петербургском сообществе связистов в качестве одного из инициаторов таких проектов, как "Петербург транзит телеком" и ADSL-доступ, реализованный интернет-провайдером "Вэб-плас".

По официальной информации Мининформсвязи, услуга MNP предположительно будет внедрена уже в 2006 году, после чего абоненты сотовых сетей смогут менять операторов, сохраняя за собой старый номер. Отметим, что MNP уже действует во всех странах Евросоюза. Существует две модели подобного сервиса. В первом случае за услугу платит абонент, во втором случае для пользователя она бесплатная, а за перенос номера платит принимающий оператор. Согласно заявлениям Мининфорсвязи, в России скорее всего будет применена вторая модель, работающая в Скандинавских странах.

Технически это выглядит следующим образом. Создается специальная компания, которая обменивается информацией с действующими операторами и ведет реестр абонентов-мигрантов, пожелавших воспользоваться MNP. Также компания ведет учет номеров и определяет, какой именно оператор обслуживает в данный момент времени тот или иной номер. В Финляндии, например, подобной деятельностью занимается компания Numpac, а в Швеции -- Snpac. Все операторы, действующие на территории страны, платят компании-регистратору абонентскую плату, плюс компании, принимающие абонентов, отчисляют ей взносы за перенос каждого номера. Кроме того, оператор-донор при потере абонента также получает от принимающего оператора определенный процент в качестве отступного. Так, в Финляндии Numpac получает от операторов в качестве абонплаты около $5 тыс. в год, перерегистрация номера стоит около $1, а оператор-донор в качестве утешительного приза получает $8.

Внедрение бесплатной для абонентов услуги MNP в европейских странах происходило по весьма драматичному сценарию. В Финляндии, например, этот сервис был запущен в третьем квартале 2003 года и заметно ударил по бизнесу крупных национальных операторов Elisa и Teliasonera. Если до внедрения MNP отток абонентов у них составлял около 15% в квартал, то по итогам первого квартала 2004 года этот показатель достиг отметки 43%. В итоге компании потеряли значительную часть своих абонентов, которые мигрировали к небольшим виртуальным операторам. Сейчас каждый второй абонент Финляндии, где около 4,7 млн пользователей сотовой связи, ежемесячно меняет оператора с сохранением номера. С учетом того, что у российских сотовых компаний процент оттока и так довольно высок -- по итогам 2004 года они потеряли около 10 млн подписчиков, с внедрением MNP этот показатель может стать еще больше.

По мнению аналитиков, ввод MNP в первую очередь может привести к перераспределению высокодоходных абонентов. "Мало говорящие абоненты активно меняют SIM-карты и без сохранения номера. Поэтому услуга MNP скорее окажется интересна высокодоходным пользователям", -- считает старший аналитик "Уралсиба" Константин Чернышев. "Борьба за корпоративных клиентов после внедрения MNP может обрушить этот рынок, ARPU в данном сегменте заметно снизится", -- говорит аналитик ACM-consulting Елена Саяпина. Напомним, что сейчас ежемесячный доход от много говорящих абонентов (в основном это пользователи контрактных тарифных планов) в несколько раз выше, чем ARPU в низкодоходном сегменте pre-paid-пользователей. Кто конкретно из операторов выиграет от ввода MNP, аналитики подсчитать не могут: компании не разглашают данные по своим базам корпоративных клиентов. Однако госпожа Саяпина считает, что, например, в Петербурге ввод MNP будет на руку "Вымпелкому", абонентская база которого практически на 100% состоит из малодоходных абонентов. "В Москве это будет выгодно 'Мегафону', а в Сибирском регионе -- МТС.

Выгодно всем, кто сможет предложить корпоративным абонентам привлекательные условия", -- говорит Елена Саяпина. Сами операторы перспективы ввода MNP комментируют весьма сдержанно, признавая, что эта мера может усилить нетарифную конкуренцию. Ведь абонентов уже ничто не будет удерживать от миграции. "Компаниям придется активизировать свой маркетинг и найти неценовые методы борьбы за абонентов", -- говорит пресс-секретарь ОАО "Мегафон" Марина Белашева. Впрочем, пока операторам не удалось найти какой-либо работающий механизм нетарифной конкуренции, а средний по стране показатель ARPU падает из года в год на 20─25%. Поэтому вполне возможно, что отраслевой регулятор изменит условия ввода MNP, например сделав его для абонента платным, как это произошло в Германии, где MNP особой популярностью не пользуется. В противном случае конкуренция на сотовом рынке может привести к общему для всех игроков заметному снижению доходности операторского бизнеса. Особенно если одновременно с MNP Мининформсвязи регламентирует правила работы виртуальных операторов и конкуренция в сегменте сотовой связи усилится еще больше.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: