От экоочистки до биогорчицы. В Петербурге прошел конкурс инноваций

В минувшую субботу, 16 мая 2009 года, в Санкт-Петербурге прошел финал предпринимательского конкурса бизнес-планов «Бизнес Инновационных Технологий – Санкт-Петербург» (БИТ-СПб), цель которого – способствовать привлечению инвестиций в российские инновационные компании и развивать культуру предпринимательства в российском хай-тек. Отличительной чертой конкурса является оценка членами жюри – успешными опытными предпринимателями – не только самих идей, но и их бизнес-планов с точки зрения инвесторов.

Конкурс БИТ-СПб проводится третий год подряд. Его организаторами являются бизнес-инкубатор «Ингрия» (входящий в ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», развивающий технопарк в районе ст. м. «Дыбенко» рядом с площадями Университета телекоммуникаций, который действует под тем же брендом – «Ингрия») и Санкт-Петербургский региональный общественный фонд развития физического факультета СПбГУ. Партнерами мероприятия выступили Центр предпринимательства США – Россия, фонд «ТВН», компания «ТЕТРА Электрик» и Финско-российский инновационный центр. Генеральным спонсором конкурса является компания «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Призовой фонд конкурса БИТ-СПб составил 90 тыс. рублей, из них 50 тыс. рублей были присуждены за первое место, 30 тыс. рублей и 10 тыс. рублей – за второе и третье соответственно. Кроме того, финалисты конкурса получили право на участие в образовательной программе Start in Garage для предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере Интернета и разработки программных продуктов.

В Петербурге прошел конкурс бизнес-планов «Бизнес Инновационных Технологий»

БИТ-СПб является веткой московского конкурса БИТ, в рамках которого в Санкт-Петербурге в середине июня будет также проведен конкурс ИТ-проектов БИТ-Софт. БИТ базируется на принципах известного конкурса MIT $50K, который ежегодно проводит Массачусетский технологический институт. Проекты, представленные на конкурсе БИТ-СПб, могут затрагивать любые отрасли. В этом году примерно из сорока участников, подавших заявки, в финал прошли девять. Первое место занял проект «Биотехнологии очистки территорий от антропогенных загрязнений» (руководитель – кандидат технических наук Алексей Хлыновский), представляющий технологии комплексной биологической очистки территорий и водных акваторий от нефтяных загрязнений с использованием разработанного и запатентованного участниками биопрепарата «БиАВА». Второе место получил бизнес-план «Портативные ультразвуковые диагностические системы», третье – «Производство модульной передвижной установки для оказания услуг по отмыву внутренних поверхностей». Приз зрительских симпатий, а также спецприз – ноутбук от «ТЕТРА Электрик» – был  вручен руководителю проекта «Создание новых линий и сортов горчицы для производства биодизельного топлива». Устройство для бесплатных звонков компании «Софт Джойс» от Финско-российского инновационного центра получил проект «Домашний доктор – новая термопунктурная методика диагностики и лечения организма», он же был награжден коммуникатором Nokia от директора FinNode Russia Тимо Копонена.

Как рассказал член оргкомитета конкурса, советник первого проректора по учебной работе СПбГУ Игорь Рождественский, осенью в университете также проводится ежегодный конкурс высокотехнологичных инновационных молодежных бизнес-идей (ВИМБИ). Он, в отличие от БИТ-СПб, не требует от участников проработки бизнес-планов, но часть победивших в нем проектов автоматически может попадать в финал БИТа, а все финалисты получают возможность довести свои проекты до уровня БИТ-СПб. Последний, в свою очередь, рассчитан на две цели: дать возможность успешным проектам получить инвестиции и научить участников правильно презентовать свои проекты. «Конкурс позволяет руководителям проектов взглянуть на свои бизнес-планы со стороны, увидеть реакцию потенциальных инвесторов, понять, что требует доработки. Иногда у участников и членов жюри в результате обсуждений проекта возникают идеи о его дополнительном развитии. Важная особенность БИТ-СПб – его неангажированность. Победители рождаются здесь и сейчас, в этом смысле мы принципиальны, и то, что одним из организаторов конкурса является университет, не влияет на выбор жюри – участники из других вузов занимают призовые места наравне с СПбГУ. Нам интересно само проведение мероприятия: мы на нем не зарабатываем, но всегда надеемся на то, что какой-то из участвующих проектов получит финансирование, осуществится, и мы будем одними из тех, кто повлиял на его развитие», – отметил Игорь Рождественский.

Технопарк «Ингрия» (напомним, что одним из его ключевых инвесторов является финский Technopolis, строящий также свои собственные площади в Петербурге) является одним из ключевых организаторов проекта, предоставляющим часть оборудования для конкурса и осуществляющим логистическую поддержку. Сам бизнес-инкубатор на базе технопарка находится еще в состоянии первого этапа развития, но оценивается организаторами конкурса как очень хорошее начинание. «Мало показать свой проект публике, главное здесь – адекватный консалтинг, с которым и сможет помогать новым проектам бизнес-инкубатор «Ингрия». Обычно на БИТ приходит уже не нулевой проект, который получает возможность показать себя, надеясь на нашу помощь в дальнейшем развитии. Для этого и собирается команда, включающая в себя представителей технопарка, СПбГУ и других университетов. Многие инноваторы не в состоянии создать простую и понятную «упаковку» своих проектов для инвесторов, – в целом в нашей стране мало кто может «дотащить» хороший проект до реализации именно по этим причинам. Например, говоря об академической среде, даже профессура чаще всего просто не умеет составлять бизнес-планы», – говорит г-н Рождественский.

Участники конкурса узнают о нем через рассылку, личные приглашения, сайт конкурса, но бывают и случайно попавшие на него проекты. Изначально резюме всех проектов, участвующих в БИТ-СПб, без презентаций оцениваются экспертами, и затем прошедшие в финал бизнес-планы представляются членам жюри, состав которого каждый год изменяется, но имеет и постоянных членов. Всего за три года на конкурсах ВИМБИ, БИТ-СПб и БИТ-Софт через жюри прошло до 100 представителей крупнейших инвестиционных компаний. В этом году в качестве жюри выступили представитель ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Владимр Смирницкий, соучредитель ТЕКАМА и RUSSEE Consulting Илья Антипов, директор SoftJoys Labs Александр Андреев и др. Интересно, что один из членов жюри прошлых конкурсов Сергей Карамышев в этот раз представлял свой собственный проект «Высокопрочная аморфная металлическая фибра для армирования бетона».

По словам организаторов и членов жюри, с каждым годом уровень проработки проектов участников конкурса становится сильнее, однако 40 проектов для такого города, как Санкт-Петербург, – это слишком мало, и, как отметил Александр Андреев, «пока что у нас создается много инновационных технологий, но мало инновационных бизнес-моделей».

В будущем организаторы конкурса планируют провести некоторые изменения в его масштабе и формате. Не исключено, что уже летний конкурс БИТ-Софт получит поддержку от дирекции наукограда г. Петергоф.

Автор: Лидия Снарская.

Тематики: Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: технопарк, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубатор, Ингрия