IBM метит "Газели"

IBM и Symbol Technologies завершили испытания технологии радиочастотной идентификации (RFID) для автоматизации процесса сборки автомобилей Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). Положительные результаты позволяют говорить о возможности распространения опыта на других предприятиях холдинга "РусПромАвто".

Проект на заводе ГАЗ является испытательным, поэтому его коммерческая составляющая не раскрывается. Технология RFID широко используется в конвейерной сборке на Западе. В России Symbol Technologies в настоящее время ведет ряд проектов, связанных с радиометками, в различных областях, однако они пока тоже не афишируются.

Интегратором проекта на ГАЗе стала корпорация IBM. Symbol Technologies, в свою очередь, выступила поставщиком оборудования, и соответственно, исполнителем работ по установке и настройке. Эта американская компания является одним из мировых лидеров RFID-технологии.

Суть метода RFID-идентификации состоит в том, что пассивный микрочип, наносимый на поверхность какого-либо объекта, при облучении радиосигналом переизлучает ответный идентификационный сигнал, в котором "зашита" разного рода информация. Таким образом обеспечивается бесконтактный контроль за объектами. Технология используется в системах безопасности, складского учета и логистики. Сейчас ее начинают осваивать в торговле для маркетинговых исследований (отслеживание перемещения товара после покупки) и в других сферах. На ГАЗе технология была отработана на сборочной линии автомобиля ГАЗ-3302, известном как "ГАЗель".

Как объяснил системный инженер московского представительства Symbol Technologies Валерий Шерман, RFID-технология, тестируемая на ГАЗе, была предназначена, прежде всего, для конвейерной сборки. То есть речь идет об оптимизации поставок деталей на конвейер. Система полностью автоматизирована - устройства считывания меток стоят в определенных точках конвейера и регистрируют поступающие компоненты автомобиля. Далее информация поступает в программный комплекс предприятия.

В какой-то степени можно считать, что в этом проекте была решена задача сложной логистики на локальной территории. Система RFID позволила оптимизировать цепочку поставок благодаря соблюдению двух принципов: just-in-time (точно вовремя) и just-in-sequence (в нужной последовательности). Областью применения были контроль и оптимизация цепочки поставок агрегатов и компонентов для сборочного производства, автоматизации складского учета, идентификации готовых изделий и полуфабрикатов.

RFID-технология с использованием пассивных меток в диапазоне UHF (850-930 МГц) была успешно применена для идентификации различных компонентов и агрегатов автомобиля на сборочной линии. Зафиксировано безошибочное и надежное функционирование оборудования.

Важным моментом испытаний можно также считать проверку электромагнитной совместимости системы RFID со средствами беспроводной связи на предприятии. Так была выявлена возможность совместной работы RFID и WiFi-оборудования в электромагнитной обстановке заводских цехов и условиях металлических сред (экранирование и многократное отражение). Это предоставляет возможность эксплуатации RFID на основе внутризаводской корпоративной WiFi сети, что сокращает необходимость установки большого количества Ethernet-портов в цехах предприятия.

На вопрос корреспондента ComNews, можно ли использовать радиометки на деталях автомобиля для их идентификации не только при сборке, но при последующей эксплуатации, Валерий Шерман ответил, что такая задача в проекте не ставилась. Впрочем, нельзя исключить, что подобные применения могут быть засекреченными. Радиометки могут быть прекрасной альтернативой заводским номерам на кузове и двигателе. "Перебить" их будет крайне тяжело, а нанести новые практически невозможно.

Тематики: Интеграция, Оборудование

Ключевые слова: