Культура продастся через терминалы

В Петербурге начался, по сути, городской культурный эксперимент. Теперь театральные билеты можно купить через электронные терминалы. Сейчас оборот продажи билетов составляет более 2 млрд рублей в год. Доходы посредников превышают 150 млн рублей в год.

Директор ООО "Объединенная билетная система" (ОБС) Дмитрий Чекалев начал продавать билеты на театрально–концертные мероприятия через электронные терминалы. Сейчас у компании работает 17 терминалов. До конца года их число планируется довести до 40. Стоимость одной установки составляет порядка 150 тыс. рублей, не считая стоимости программного обеспечения, которое компания разработала самостоятельно. На окупаемость планируется выйти через год.

Бизнес по продаже билетов специфичен. Площадки платят посредникам за реализацию билета 10–15% от его стоимости. Она изначально включена в номинальную стоимость билета. При приобретении билета через театральную кассу покупатель, помимо номинала, платит 10% от стоимости билета, которая также идет в доход кассы. ОБС продает билеты без 10%–ной наценки.

"Нам хватает той комиссии, которую нам платят сами театры. Каждый аппарат самоокупаемый. Терминалы, расположенные в удачном месте, приносят доход", — отмечает Дмитрий Чекалев.

По данным комитета по культуре, в год театры и концерты посещают 2 614 400 человек. Если принять, что средняя стоимость билета составляет 1000 рублей, то оборот от продажи билетов составляет более 2 млрд рублей в год. Соответственно, доходы посредников превышают 150 млн рублей в год.

80% рынка контролирует Дирекция театрально–концертных и спортивно–зрелищных касс. Остальная доля продажи билетов приходится на разного рода посредников–распространителей, аккредитованных при площадках, туристические компании, продажи через Интернет. Желающих заняться этим видом бизнеса достаточно.

Но для входа на рынок есть два препятствия. Во–первых, сложно договориться с площадками, чтобы они предоставляли билеты. Дмитрий Чекалев около 15 лет занимается организацией культурной программы для иностранных туристов, поэтому имеет наработанные связи. Доверие — ключевой момент в шоу–бизнесе. Но даже это не исключает ситуации, когда администрация театра, видя, что продажи идут хорошо, отказывается от услуг посредника и реализует билеты самостоятельно.

Второй момент — это психология покупателя, которую нужно изменить, приучив его идти за билетом не в привычную кассу, а оплачивать покупку через терминалы. У "Евросети", которая первой начала предоставлять услугу моментальных платежей, этот сегмент бизнеса практически не развивался. Подвижки начались, когда компания перестала принимать платежи через кассиров.

Борис Ким, председатель комитета по платежным системам Ассоциации участников электронной торговли, полагает, что терминальный бизнес может быть перспективным, если нагрузить его допуслугами — возможностью осуществлять и другие денежные переводы. Иначе возникнут проблемы с рентабельностью.


Покупка билета через кассу Дирекции театрально–концертных и спортивно–зрелищных касс 1000 руб. — номинальная стоимость билета, куда включено до 150 руб. (комиссия, которую касса получает от театра) + 100 руб. (комиссия, которую получает касса от покупателя).

Покупка билета через терминал 1000 руб. — номинальная стоимость билета, куда включено 150 руб. (комиссия продавцу за продажу билета) + 0 руб. (комиссию от покупателя за билет касса не получает)

Тематики: Финансы

Ключевые слова: платежные терминалы, платежи, финансы