Крыша для оператора

Для петербургских телекоммуникационных компаний рынок недвижимости остается главной точкой роста.
Для операторов связи (будь то поставщики интернет-услуг, телефонии или комплексные операторы) работа на рынке коммерческой недвижимости всегда была приоритетным направлением бизнеса. Особенно привлекателен для них растущий сегмент бизнес-центров. Так, согласно исследованию London Consulting & Management Company, в этом году объем петербургских офисных площадей увеличится почти на 190 тыс. кв. м. Все эти новые площади нуждаются в телекоммуникационном обеспечении. Рынок становится настолько привлекательным, что строительные холдинги даже обзаводятся собственными операторами.

При этом в последние несколько лет для частных операторов связи открылась новая ниша - обслуживание жилых домов. И если долгое время это касалось исключительно объектов элитного жилья, то сейчас телекоммуникационные компании начинают активизироваться в сфере массовой жилой недвижимости.

Ключевой сегмент

На рынке коммерческой недвижимости работает значительная часть петербургских телекоммуникационных компаний. Это и крупные альтернативные операторы-лидеры (такие, как " ПетерСтар", " Метроком", " Голден Телеком", - каждый из них обслуживает не менее сотни бизнес-центров), и комплексные телекоммуникационные компании средней руки, и локальные небольшие игроки, которые специализируются исключительно на обслуживании бизнес-центров.

Крупные и средние бизнес-центры зачастую предпочитают работать с первыми двумя категориями игроков. Как отмечает заместитель генерального директора компании "СМАРТ Телеком" Игорь Русаков, все зависит от возможностей собственников зданий: "Одни находят ресурс для поддержки "карманного оператора". Другие же решают, что проще отдать телефонию крупной или средней телекоммуникационной компании. Для альтернативных операторов этот сегмент всегда остается открытым, ведь они являются поставщиками услуг для небольших локальных провайдеров".

Плюсы привлечения стороннего оператора понятны: строительные компании освобождаются от сложной и специфической непрофильной активности - развития инфраструктуры, закупки оборудования, получения лицензий на телекоммуникационные услуги, поддержки штата собственных технических специалистов, решения организационных вопросов (расчеты с арендаторами, техническая поддержка) и т.д. В целом это вписывается в общую для рынка стратегию аутсорсинга, когда все непрофильные виды деятельности - от уборки до охраны - передаются сторонним специализированным компаниям. Большинство управляющих компаний предпочитает оставлять за собой лишь вопросы привлечения арендаторов и общее управление бизнес-центром.

Чаще всего для бизнес-центра управляющие компании привлекают одного поставщика телекоммуникационных услуг. В случае выбора единого оператора компания получает, как правило, более выгодные финансовые условия сотрудничества и возможность влияния на политику провайдера. Кроме того, это является немаловажным фактором для решения любых технических, коммерческих и организационных вопросов. Несколько операторов обычно привлекаются к обслуживанию коммерческого объекта, когда на площадях бизнес-центра появляется крупный арендатор, уже имеющий долгосрочный контакт с каким-либо провайдером: в таких случаях управляющая компания идет на уступки и в бизнес-центре фактически разворачивается конкуренция.

Обычно с владельцами (или управляющими компаниями) бизнес-центров заключаются партнерские соглашения, оговаривающие правила предоставления услуг и взаимные обязательства.

Развитие вместе с рынком

Конкуренция телекоммуникационных операторов на рынке коммерческой недвижимости по мере его насыщения обостряется. "Основные тенденции рынка - возможности ценовой конкуренции - практически исчерпаны, сложился ценовой паритет, а операторы получают конкурентные преимущества за счет гибкости и сервиса. При этом на рынке идет конкуренция не за конечного клиента, а за управляющую компанию, которая выбирает себе партнера для обслуживания арендаторов бизнес-центра", - говорит директор по развитию и продажам телекоммуникационных услуг компании "Телрос" Андрей Скрипник.

"Борьба за клиента переходит на другой уровень: решающими факторами в этой борьбе становятся качество, непрерывность и набор предоставляемых услуг, уровень обслуживания - в общем итоге все то, из чего складывается лояльность клиентов", - отмечает менеджер проекта отдела продаж компании "ВестКолл" Андрей Симоненков. "Главное здесь - индивидуальный и гибкий подход, который определяется в первую очередь тем, что каждый бизнес-центр - это фактически очень крупный корпоративный клиент со своими особенностями", - говорит Игорь Русаков.

Как говорит менеджер по рекламе и PR компании "ПетерСтар" Алина Карпиченко, часто операторы сами готовы инвестировать в объекты недвижимости: "В ряде случаев обеспечение бизнес-центра полным набором телекоммуникационных услуг с установкой необходимого оборудования производится за счет оператора. При этом он может рассчитывать на приоритетное право обслуживания арендаторов по специальным тарифам, установленным для данного центра".

Отдельное направление деятельности телекоммуникационных компаний на рынке коммерческой недвижимости - услуги по созданию и поддержке сетевой инфраструктуры в бизнес-центрах. "Спрос в этом сегменте развивается, и растет компетенция заказчиков. Большинство из них уже понимает, что без проработанного проекта невозможно оценить стоимость монтируемой системы, а самое главное - увязать ее с другими системами здания. Дальновидный клиент заранее рассчитывает на организацию грамотной системы, соответствующей современным требованиям, чтобы в будущем снизить затраты на эксплуатационные расходы и без труда производить модернизацию. Кроме того, сегодня большинство наших заказчиков получают комплексные услуги, то есть здание с инфраструктурой "под ключ". Сюда входит не только структурированная кабельная система и построенные на ее базе локально-вычислительная и телефонная системы, но и электрораспределительная система, и т.д.", - говорит директор департамента систем инфраструктуры зданий компании "Телекомстрой СПб" Андрей Филипенко.

Свой, карманный

Еще один признак развития рынка связи для бизнес-центров - компании, работающие в сфере коммерческой недвижимости (в основном владельцы сетей бизнес-центров), активно создают дочерние предприятия, которые специализируются в области связи.

В свое время одним из первых решился развивать этот бизнес холдинг VMB, который был организован в 1997 году провайдером "VMB-Сервис". Кроме того, на рынке работают оператор "Миран", входящий в группу компаний "Бекар" (поставляет услуги связи для ее бизнес-центров), "Теорема Телеком" (обслуживает бизнес-центры фирмы "Теорема"), "Ниеншанц Телеком" (обслуживает объекты одноименного холдинга) и др.

Строительные компании также имеют подобные подразделения. В частности, в холдинг "ЛенМонтажСтрой" входит компания "ЛенМонтажСтрой - Телеком" (ей принадлежит проект по развитию домашних сетей Hitnet.ru). Основной специализацией компаний "ЭлектронТелеком" и "Электронстрой-1" является предоставление услуг домашних сетей и телефонии в домах, построенных "ЛенСпецСМУ". А у холдинга "М-Индустрия" есть дочернее предприятие "Инженерные технологии строительства", которое также предоставляет телекоммуникационные услуги.

Не только бизнес

За последние два года крупные операторы стали оказывать услуги и в секторе частной недвижимости. Ранее здесь работал исключительно городской монополист "Петербургская телефонная сеть" (ПТС).

До недавнего времени телекоммуникационные операторы были активны в основном в сегменте элитного жилья. Теперь же они обратили свое внимание и на массовый жилой сектор, в первую очередь - на новостройки (на рынке есть пока одно исключение - "ПетерСтар", который в силу исторических причин обслуживает старые дома Васильевского острова на одинаковых условиях с ПТС).

Сегодня на этом рынке работают несколько операторов. Первой из серьезных игроков на него вышла компания "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ), при участии которой в 2004 году стартовал проект "Линия 1" по предоставлению комплексных услуг в новостройках (включая телефонию и выделенный доступ к Интернету). Сейчас компания подключила к своей сети 40 домов (это больше 10 тыс. квартир). При этом более 50% абонентов "Линии 1" пользуются выделенным доступом к Интернету. Кроме того, компания теперь предлагает услугу доступа к цифровым ТВ-каналам. Как сообщил начальник отдела маркетинга компании ПТТ Дмитрий Леванков, сейчас этой услугой пользуется около 20% интернет-пользователей "Линии 1".

Затем на рынок жилой недвижимости вышел "ЛАНК Телеком". "Оказание телекоммуникационных услуг в жилом секторе пока является для нас инструментом повышения эффективности использования ресурсов. Но мы не исключаем, что через некоторое время роль данного направления деятельности компании существенно возрастет. С начала 2005 года к сети "ЛАНК Телеком" было подключено четыре жилых дома. В настоящее время ведутся работы по подключению шести домов. К концу 2005-го количество телефонизированных домов достигнет 20 и нашими услугами смогут воспользоваться жители 4,5 тыс. квартир", - сообщил коммерческий директор "ЛАНК Телеком" Денис Белоусов.

Компания "ПетерСтар" запустила еще один проект в частном секторе, в рамках которого она самостоятельно или на партнерских основаниях организует домашние сети в жилых домах. Сейчас в рамках проекта "Домовые сети" подключено три дома (в каждом до 500 квартир). До конца этого года "ПетерСтар" планирует подключить семь домов.

Для большинства провайдеров жилой сектор остается лишь плановым направлением деятельности. "В настоящий момент наша компания разрабатывает стратегию привлечения клиентов в жилом секторе. Однако нельзя сказать, что мы форсируем данное направление. Ведутся предварительные переговоры с застройщиками, хотя до сегодняшнего дня основным предметом переговоров было взаимодействие в сфере коммерческой недвижимости", - говорит Андрей Симоненков. Как отмечает Андрей Скрипник, планы поработать в жилом сегменте есть у многих операторов, но на практике реализовать их удается только крупным игрокам. Основными ограничивающими факторами являются регулируемые ФАС нерыночные "социальные" тарифы основного игрока - "Северо-Западного Телекома", долгий срок окупаемости проектов и отсутствие достаточного спроса на дополнительные сервисы (в первую очередь - Интернет) со стороны населения. Однако очевидно, что по мере насыщения рынка бизнес-центров телекоммуникационные операторы активизируются в жилом секторе: рынок недвижимости всегда будет для них главной точкой роста.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет