Абоненты МТС разговорились. Оператор зафиксировал рост активности потребителей

После провального начала года доходы сотовых операторов вновь начали расти. Рост показателей MOU (среднее количество минут, выговариваемое одним абонентом в месяц) и ARPU (средняя выручка от одного абонента в месяц) первым зафиксировала МТС. Худшее позади, соглашаются эксперты. Несмотря на то что рост активности абонентов носит сезонный характер, по итогам года доходы МТС, "Вымпелкома" и "МегаФона" вырастут, но к докризисным темпам вернутся еще не скоро.

Как следует из отчетности МТС за второй квартал 2009 года, выручка оператора составила $2,022 млрд, что на 23% ниже показателя за аналогичный период прошлого года, но на 12% выше первого квартала этого года. OIBDA оператора равнялся $956 млн, что ниже показателя 2008 года на 29%, но выше OIBDA в первом квартале на 15%. Рентабельность по OIBDA составила 50,6% без учета консолидированной Русской телефонной компании (РТК; управляет розничной сетью МТС) и 47,2% — с ней. Чистая прибыль достигла $563 млн против $57,7 млн убытка в первом квартале.


В отличие от падения ARPU в первом квартале 2009 года (на 9% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года), во втором квартале средняя выручка от одного абонента в месяц выросла на 5%, до 245 руб. Прибавил и MOU — те же 5%, до 216 минут (в первом квартале падение на 6% к четвертому кварталу — до 205 минут). Не лучше обстояли дела с активностью абонентов и у конкурентов МТС — "Вымпелкома" и "МегаФона". У "Вымпелкома" ARPU в первом квартале 2009 года потерял к четвертому кварталу прошлого года 10%, а MOU — 10,9%. У "МегаФона" ARPU снизился на 16,7%, MOU — на 8,3%.


"С точки зрения спроса на сотовую связь ситуация нормализовалась,— считает аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов.— В первом квартале потребители пытались понять, как им лучше управлять собственными расходами в новых экономических условиях. Но итоги второго квартала показывают, что дно пройдено и услуга сотовой связи, действительно, воспринимается потребителями как базовая".


Рост ARPU и MOU аналитики связывают с сезонностью: в период с апреля по июнь абоненты, как правило, больше пользуются сотовой связью, чем в первом квартале, кроме того, на второй и третий кварталы приходится рост роуминговых доходов. "У оператора растет внутрисетевой трафик. Отсутствие роста трафика у МТС с сетями других операторов косвенно свидетельствует о том, что абоненты продолжают задумываться над тем, как снизить свои расходы на сотовую связь",— добавляет аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина.


Аналитики уверены, что пик падения потребления сотовой связи в связи с кризисом пройден. По мнению аналитика UniCredit Securities Надежды Голубевой, во втором полугодии ARPU "большой тройки" продолжит расти в связи с ростом потребления, но темпы этого роста будут ниже докризисных. Константин Белов считает, что ARPU в рублях во втором полугодии будет расти в пределах инфляции. Операторам важно вернуть доходный роуминговой трафик, обращает внимание Анна Лепетухина. По предварительным данным президента "Мегаполюс Турс" Эдуарда Кузнецова, спад на большинстве туристических направлений по итогам первых месяцев высокого сезона составил 15-20% (точная статистика будет опубликована в сентябре).


"Вымпелком" и "МегаФон", как ожидают аналитики, по итогам второго квартала также продемонстрируют рост ARPU и MOU. Их представители отказались раскрывать свои показатели и прогнозировать их дальнейшую динамику до публикации отчетности за второй квартал 2009 года.


Анна Ъ-Балашова, Сергей Ъ-Соболев

Рубрики: Мобильная связь

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон, сотовые операторы