Балтийский калейдоскоп

Тарифы на мобильную связь в Латвии стали снижаться

Обострение конкуренции на латвийском рынке сотовой связи уже дает свои плоды. В октябре операторы, борясь за клиентов, предложили несколько новых тарифных планов. Причем речь идет не просто о снижении, а о полном изменении принципов оплаты.

Катализатором этих процессов стало начало работы на рынке третьего GSM-оператора - Bite Latvija (датская TDC). Он получил лицензию в мае и ожидалось, что выйдет на рынок не раньше, чем к концу года. Однако новый игрок пошел ва-банк. И в сентябре, еще не имея договора о межсоединениях с ведущими операторами, выпустил карточку предоплаты TOXIC. Ставку сделал на агрессивную рекламу, нацеленную на молодежь.

Следующим шагом стало открытие портала Bite on-line, позволяющего заказывать и оплачивать услуги сотовой связи через Интернет. Такой сервис Bite Lietuva уже давно оказывается в Литве, но для латвийского рынка он в новинку. Люди могут выбрать на портале номер телефона из предложенного списка и сделать заказ. Через несколько дней почтальон доставит SIM-карту. Договор с абонентом не заключается, и оплата производится авансом - клиент производит трансакцию прямо на сайте Bite on-line, переведя деньги со своей банковской платежной карточки. Тарифы оператор предложил очень привлекательные: абонентскую плату 5,10 USD, расценки на разговоры в сети Bite - 0,017 USD/мин, а тарифы на звонки в чужие сети - 0,104 USD/мин.

Tele2, именующий себя "ценовым лидером", отреагировал моментально. Компания полностью пересмотрела свою тарифную политику и начала предлагать услуги по схеме, отработанной на литовском рынке, где они с Bite жестко конкурируют уже более пяти лет. В октябре компания представила новый тарифный план Вольный, кардинально отличающийся от других предложений сотового рынка. Во-первых, у него нет абонентской платы. Вместо нее существует так называемый "минимальный объем использования услуг" - 12 USD. То есть если абонент наговорит на меньшую сумму (допустим, 8 USD), все равно придется заплатить 12 USD. Но если объем больше указанного минимума, просто рассчитывается "по факту" за объем трафика. Во-вторых, в своем новом продукте Tele2 попытался воплотить и принцип "единых тарифов" - разговоры стоят 0,013 USD/мин., независимо от того, общается ли клиент в своей сети или же звонит оператору мобильной связи LMT или фиксированной Lattelekom.

По латвийским меркам такие тарифы выглядят очень привлекательно. Однако при этом Tele2 сделал очень хитрый ход - он ввел плату за каждое соединение в размере 0,057 USD. В рекламных роликах и буклетах этот нюанс пишется очень мелким шрифтом. И при коротких разговорах менее одной минуты (которые составляют в мобильных сетях около 50% от всего объема) расценки оператора получаются не такими уж низкими.

На прошлой неделе Tele2 выпустил еще один новый продукт - карту предоплаты URA! Урезал все сервисы, оставив только звонки, SMS и определитель номера. Тарифы же сделал ниже, чем у конкурирующей TOXIC от Bite. Общение между двумя пользователями URA! стоит 0,086 USD/мин. (у TOXIC -- 0,087 USD/мин). Звонки в другие сети - 0,207 USD/мин. (у конкурента -- 0,261 USD/мин.). На первый взгляд Tele2 выглядит явно предпочтительнее, однако и тут есть подводные камни. В этой карточке предусмотрен поминутный шаг учета разговоров. Соответственно, при непродолжительных беседах о ее выгодности можно поспорить - ведь у конкурирующей TOXIC идет посекундный учет.

Как видим, пока выгоду от начавшей конкуренции почувствовали лишь некоторые группы клиентов: молодежь, использующая препейд-карты и люди, которые любят вести длинные разговоры по телефону. Большей же части потребителей, которые используют постоянное подключение и говорят быстро и по делу, изменения пока не коснулись. Практически не реагирует на ходы Bite и Tele2 крупнейший оператор страны - LMT. Никакие новые продукты компания до сих пор не анонсировала. Очевидно, существенные подвижки на рынке сотовой связи начнутся после того, как Bite станет предлагать постоянное подключение.

Можно прогнозировать, что в активную борьбу за клиентов включится и крупнейший оператор фиксированной связи Lattelekom. Ведь новые продукты от Bite и Tele2 в первую очередь бьют по нему - если раньше суммы счетов за одинаковый объем разговоров по мобильному и по стационарному телефонам отличались в несколько раз, то теперь разница не столь существенна. Поэтому неудивительно, что, пытаясь убедить клиентов сохранить фиксированную линию, Lattelekom интенсивно развивает услуги передачи данных. И, к примеру, в ближайшее время намерен запустить Интернет-телевидение.

Реклама операторов становится все агрессивнее

В борьбе за клиентов латвийские сотовые операторы начали применять все более рискованные рекламные ходы.

Bite Latvija, к примеру, начала напрямую продвигать свою препейд-карточку в школах. Представители просто приходят в классы, устраивают экстремальное шоу с отчаянными ребятами на скейтбордах, которые, разумеется, пользуются только карточками TOXIC, и потом бесплатно раздают их детям. А поскольку на экранах ТВ и везде, где только возможно, постоянно мелькают ролики о "продвинутости" карточки, неудивительно, что новая мода распространяется подобно вирусу. Рижская дума уже выразила неудовольствие таким методом рекламы. Компания же уверяет, что все действия согласованы с руководством школ.

Tele2 вообще покусился на святая святых - латвийский памятник Свободы. В рекламе тарифного плана "Вольный" он разыгрывает сценку с солдатами из почетного караула. У воина, стоящего на часах у символа свободы, в кармане звонит телефон. Он берет трубку, слышит команду "вольно" и радостный убегает с поста номер один. Национальные вооруженные силы уже выразили свое возмущение, ибо считают, что клип дискредитирует облик и положительный имидж роты почетного караула. Они заявляют, что их солдаты никакого отношения к ролику не имеют: Tele2 обратилась к ним с просьбой посодействовать в снятии клипа, но получила отказ. Однако скандальная реклама все-таки была снята и вышла на экран. Теперь армейцы обратились в Центр по защите прав потребителя и Национальный совет по радио и телевидению с просьбой оценить рекламу и по возможности прекратить ее показ.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: