«Умный» офис пока остается красивой идеей. Интеллектуальные хай-тек-услуги не пользуются спросом

Петербургские девелоперские и телекоммуникационные компании не спешат совместно строить «умные» офисы. Несмотря на повышающиеся запросы со стороны клиентов бизнес-центров к качеству систем безопасности, жизнедеятельности и телекоммуникационных услуг, пока и девелоперы, и арендаторы готовы «забыть» о своих требованиях к инфраструктуре офисов в угоду экономии средств. В ресторане «Шаляпин» представители крупнейших телекоммуникационных и девелоперских компаний обсуждали перспективы появления «умных» офисов в Петербурге. Правда, решили, что пока массового спроса на эту услугу нет.

Идея создания «умных» офисов рождалась в 80-х годах в Западной Европе, и они задумывались как технология, которая могла бы привести к экономии средств как владельцев бизнес-центров, так и конечного клиента — арендодателя. Однако на практике добиться экономии оказалось крайне трудно, а смета на подобные IT-решения только завышалась. В изначальной концепции в «умных» офисах предполагалось реализовать регулировку температуры помещения в течение времени суток, регулировку мощности потребления электричества и его автоматическое отключение в темное время суток, отключение кондиционирования в нерабочее время, что снижало бы потребление энергии. Однако позже концепция «умного» офиса трансформировалась в идею мультисервисного офиса с максимальным набором телекоммуникационных услуг. Как выяснилось в ходе «круглого стола», так ее в основном понимают и клиенты бизнес-центров Петербурга.


Основная проблема построения «умных» офисов в бизнес-центрах Петербурга заключается в низком платежеспособном спросе на высокотехнологичные решения. Большинство экспертов согласились, что в условиях кризиса арендаторы ищут пути снижения затрат на аренду, а некоторые бизнес-центры высокого класса, где и должны располагаться самые продвинутые системы управления офисом, заполнены лишь на треть. Однако спрос на отдельные услуги растет. И среди них такие услуги, как организация виртуальных офисов, услуги конвергентных сетей связи, видеонаблюдения по VPN-каналам и организация точек зоны доступа и Wi-Fi-зон. «Прошло то время, когда компании ограничивались телефонией и Интернетом, сейчас это гораздо больший комплекс услуг», — говорит генеральный директор «Недели сотовых технологий» Денис Кусков. Руководитель направления по работе с объектами коммерческой недвижимости «Билайн Бизнес» на Северо-Западе Евгений Веленцей говорит, что его компания «делает упор на развитие конвергентных услуг — мобильной и фиксированной связи». «У нас есть множество предложений по FMC. В условиях оптимизации затрат fixed-mobile convergence приобретает особую актуальность», — говорит г-н Веленцей. Менеджер продукта «Интеллектуальные услуги связи» компании «Вестколл» Дмитрий Круглик отмечает спрос на организацию виртуальных офисов и интерес к новым формам телевидения и беспроводным точкам доступа к Интернету. «Все чаще собственники бизнес-центров задумываются об организации на объектах IPTV и Wi-Fi-зон. Спрос на эти услуги возрастает», — говорит Дмитрий Круглик.


Более острожного мнения придерживаются девелоперы. «Даже такие простые вещи, как VPN-каналы, нужны единицам. Продукты, которые мы предлагаем, зачастую мы сами и придумываем. Может быть, и рынок еще не созрел», — отмечает IT-директор A plus estate Дмитрий Боровков. «В 90% случаев клиенту требуются только Интернет и телефония», — добавляет он. Серьезными проблемами являются и поиск инвестора в строительство инфраструктуры, и распределение конечных доходов. «Как правило, сегодня происходит так. Если оператор предоставляет эксклюзивные права доступа связи на объекты, тогда оператор берет на себя расходы по построению слаботочных сетей», — говорит г-н Веленцей. Дмитрий Круглик отмечает, что теперь, когда бизнес-центры готовятся к сдаче объекта, они устраивают тендеры на слаботочные системы и затем берут их на баланс. «Это обеспечивает возможность быстрого построения сети. Далее проводится повторный тендер на использование этой сети. Раньше такой тенденции не наблюдалось», — рассказал он.


Андрей Горянов

Автор: Игорь Королев.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: Wi Fi, бизнес-центры Петербурга