Yota начала окупаться

Компания Yota, предоставляющая услуги доступа к беспроводному Интернету по технологии Mobile WiMAX (4G), объявила о выходе на уровень операционной окупаемости. В первой половине октября абонентская база оператора превысила 200 тыс. активных пользователей. Аналитики признают выход на положительный финансовый результат всего за пять месяцев работы хорошим показателем, однако отмечают, что в долгосрочной перспективе WiMAX-операторы столкнутся с определенными трудностями в связи с развитием технологии LTE.
Yota является первой в России сетью Mobile WiMAX (стандарт IEEE 802.16-2005) и обеспечивает своим пользователям мобильный доступ в Интернет. На сегодняшний день сеть Yota развернута в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре. Начав тестовую эксплуатацию в Москве и Петербурге в сентябре 2008 года (см. новость раздела Yota от 3 сентября 2008 г.), Yota приступила к коммерческому предоставлению услуг с 1 июня года нынешнего. С 12 октября в коммерческую эксплуатацию переведена также сеть в Уфе (см. новость раздела Yota от 9 октября 2009 г.). В первой половине октября абонентская база компании превысила отметку в 200 тыс. активных пользователей, при постоянных темпах подключения в 2 тыс. новых клиентов в день. Совокупный объем данных, прокачанных через сеть Yota по всем трем городам, в сентябре составил 1848 Тбайт. Таким образом, трафик в сети измеряется уже в петабайтах, т. е. 10 в 15-й степени.

Сегодня Yota вышла на уровень операционной окупаемости. «Компании потребовалось меньше пяти месяцев коммерческой эксплуатации сети для выхода в операционный ноль, – подчеркивает генеральный директор Yota Денис Свердлов. – Наш бизнес-опыт может служить ориентиром для других операторов Mobile WiMAX. Он показывает, что бизнес на услугах ШПД по технологии 4-го поколения может быть вполне успешным».

Самые высокие темпы подключения к сети Yota были отмечены в сентябре и октябре – в среднем более 2 тыс. новых абонентов в день. В компании рассчитывают, что строительство и запуск сетей в других городах будет способствовать активному росту темпов подключения. Ближайшие очередники на перевод сети в коммерческую эксплуатацию – Сочи и Краснодар. В 2010 году компанией запланирован запуск в эксплуатацию сети еще в 15 российских городах. Кроме того, Yota строит сети 4G и за пределами России: в Белоруссии, Никарагуа, Перу.

Напомним, что подключение к Yota обеспечивается устройствами различных типов. Это модемы, ноутбуки, роутеры и первый в мире GSM + Mobile WiMAX телефон HTC MAX 4G. Помимо беспроводного доступа в Интернет, Yota предлагает ряд мобильных сервисов, как то: мобильное телевидение, «тяжелый» видеоконтент, музыкальный каталог, портал фотоблоггинга и др.

Аналитики отмечают, что такой быстрый выход на окупаемость является довольно хорошим показателем. «С учетом того, что сеть Yota была запущена в коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге всего 5 месяцев назад, темпам роста компании может позавидовать любой оператор. Тем более что эти успехи пришлись на период экономической рецессии», – комментирует ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. «Как правило, для масштабных телекоммуникационных проектов, ориентированных на массового пользователя, соответствующий показатель составляет не менее восьми месяцев, а в условиях насыщенного рынка, как правило, превышает один год», – добавляет эксперт ИК «Финам» Алексей Курасов.

Однако долгосрочные перспективы развития услуг на основе технологии четвертого поколения выглядят не столь радужно, так как здесь нужно учитывать и конкуренцию в лице сотовых операторов, развивающих 3G и – в перспективе – технологию LTE. «В стране до сих пор существует неудовлетворенный спрос на высокоскоростной Интернет, и в целом краткосрочные перспективы технологии WiMAX мы расцениваем как вполне хорошие. Однако через 3-5 лет операторы таких сетей столкнутся с постоянно усиливающейся конкуренцией со стороны сотовых операторов, которые к тому времени начнут развивать в России сети LTE, не уступающие по своим характеристикам WiMAX-сетям. Что касается сегодняшних реалий, то характеристики канала связи в сетях третьего поколения (3G) заметно проигрывают показателям технологии WiMAX, поэтому большинство пользователей, которым требуется достаточно большая полоса пропускания, будут отдавать предпочтение именно WiMAX», – говорит Виталий Солонин. Алексей Курасов также отмечает направленность операторов 4G на крупные города, где весьма сильна конкуренция, что затрудняет укрепление на рынке: «Сейчас сложно делать прогнозы. Маловероятно, что WiMAX займет существенную долю на рынке ШПД – ему придется конкурировать не только с проводными провайдерами, но и с сотовыми операторами. Кроме того, актуален фактор достаточно высокой стоимости и недостаточного ассортимента абонентского оборудования. Сама стратегия операторов 4G в России пока выглядит сомнительной – они делают ставку на крупные города, тогда как на Западе эта технология чаще используется для обеспечения доступным Интернетом небольших населенных пунктов».

В этой связи  можно отметить планы компании Freshtel по запуску сети мобильного WiMAX в шести городах Подмосковья. Напомним, что Freshtel является брендом, под которым фонд Icon Private Equity намерен предоставлять услуги на основе технологии мобильного WiMAX в 11 регионах в Центральном и Южном федеральных округах России (см. новость раздела WiMAX от 5 июня 2009 г.). В первую очередь оператор решил сфокусироваться на регионах с низким проникновением широкополосного доступа. На данный же момент на российском рынке действует только два оператора мобильного WiMAX. Вторым является «Комстар-ОТС», приступивший к строительству сети в середине 2008 года (см. новость раздела «Комстар» от 29 июля 2008 г.) и в мае 2009-го начавший продажи услуг «Комстар-WiMAX» в Москве (см. новость раздела «Комстар» от 13 мая 2009 г.).

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: WiMAX, Yota, 4G