Далекое и близкое активное телевидение от «Теликс»

Петербургский филиал «Мультинекс» (кабельный оператор «Теликс») планирует в январе 2010 года запустить в коммерческую эксплуатацию услугу интерактивного ТВ. В «Мультинексе» говорят, что первое время проект будет носить скорее имиджевый характер. Эксперты рынка отмечают, что за интерактивным телевидением будущее. Вопрос только в том, насколько далекое.

С 2005 года ООО «Теликс» входит в группу компаний «Мультирегион». «В прошлом году руководством было принято решение провести ребрендинг практически во всех регионах, чтобы объединить все компании под единой торговой маркой, - рассказал коммерческий директор петербургского филиала «Мультинекса» Артем Борисов. – Помимо этого у нас прошла реорганизация, теперь мы ЗАО «Теликс», а торговая марка – «Мультинекс». На сегодняшний день оператор работает в трех районах Петербурга – Калининском, Выборгском и части Приморского района. Емкость сети «Мультинекса» в Петербурге составляет 140 тыс. квартир.


В рамках продвижения бренда компания запускает новый сервис – активное ТВ, - реализуемый совместно с компанией «Рикор», специализирующейся на разработке решений интерактивного и персонального телевидения.


«Абонент будет приобретать специальное оборудование, которое позволит ему принимать телеканалы в цифровом качестве. А дальше он уже будет делать с этими каналами, что ему захочется – записывать любимые передачи, формировать собственный телеканал из фильмов и передач, которые могут идти в одно и то же время по разным каналам, - пояснил суть проекта Артем Борисов. - Мы будем предоставлять по агентской схеме сигнал «Рикора» со спутника по нашим кабельным сетям и заниматься реализацией их приставок». По словам представителя «Мультинекса», приставки для абонентов будут стоить от 8,5 до 13,99 тыс. рублей в зависимости от возможного объема записи контента. Абонентская плата составит от 200 до 500 рублей в месяц в зависимости от числа каналов. Г-н Борисов пояснил, что у «Рикора» есть свой контент, включающий в себя около 50 каналов. 


В «Рикоре» сообщили, что кабельное направление в компании еще только начинает развиваться, а услуга активного телевидения продается с мая 2009 года.


«Это новый продукт, поэтому понять, насколько он будет востребован, пока сложно, - осознает Артем Борисов. - Пока мы рассматриваем сервис как имиджевую составляющую».


По словам экспертов рынка, в качестве имиджевого сервис может оставаться очень долго, несмотря на передовые технологии его составляющие.


«Рынок интерактивного ТВ находится на начальном этапе развития. Отдельные операторы предоставляют сервисы, которые можно отнести к категории интерактивных (видео по запросу, дополнительная информация о фильмах и передачах и т.д.), но их набор пока ограничен», - говорит аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.


Исполнительный директор Ассоциации Операторов Кабельного Телевидения Петербурга Юрий Осипов отмечает, что в Петербурге абоненты цифрового ТВ составляют 2,6% от общего числа квартир. Тем не менее, цифровые технологии использует ряд операторов. «Цифровое DVB-C: ТКТ, «РикоТВ», «ПАКТ», «Доминанта», «Теликс», «ТВИКС», «Каравелла», «Интеграл Сервис», «ЭлектронТелеком», - перечисляет Юрий Осипов. - Цифровое IPTV предоставляют СЗТ, «ВестКолл», «Медиаоператор». Остальные мечтают, но у них нет правильных решений. Цифровое web-TV есть у «Элтела», InterZet, «Хоум IP-TV».


При этом, например, IPTV за несколько лет существования, по оценкам экспертов, не достигло прогнозируемого уровня развития. «В настоящее время несколько операторов запустили в коммерческую эксплуатацию услуги IPTV, абонентская база в коммерческой эксплуатации не превышает по нашим оценкам 15 тыс.», - сообщили в СЗТ. 


Сергей Фильченков отмечает, что, говоря о цифровых сервисах, остается высокой стоимость приставок, и поэтому операторам для привлечения абонентов выгоднее, например, сдавать приставки в аренду. «Причем ежемесячная плата при этом, как правило, не превышает 10% от абонентской платы», - уточняет аналитик.


«Вполне ожидаемо, что на определенном этапе могут возникнуть трудности по реализации соответствующих приставок, - говорит руководитель направления IPTV петербургского филиала «ВестКолл» Наталья Тимофеева. -  Ведь не секрет, что многие операторы, запустившие услугу IPTV в коммерческую эксплуатацию, с трудом продают необходимое оборудование стоимостью 3-6 тыс. рублей».


Для решения подобных задач, к примеру, СЗТ предоставляет оборудование IPTV в аренду за 100 рублей в месяц, а «ВестКолл» предпочитает предоставлять клиентам рассрочки платежа при приобретении приставки.


Г-н Фильченков отмечает, что потенциал развития сервиса активного ТВ будет сдерживаться высокой стоимостью оборудования и ограниченным количеством каналов. «Кроме того, абонентская плата в 500 рублей всего за 50 каналов также выглядит чрезмерной, - уточняет аналитик. - Если стоимостные показатели для абонентов не снизятся, то количество пользователей услуги вряд ли превысит 5% от общей клиентской базы оператора. То есть определенный рост ARPU будет, но сервис, скорее, останется имиджевым».


«Абонентская плата у компаний, предоставляющих цифровое ТВ, в среднем составляет около 100 рублей за пакет из 40 каналов. При этом себестоимость такого пакета может достигать 90 руб./мес.», - уточняет «реальные показатели» Юрий Осипов.


Кроме того, как считают эксперты, пока развитие интерактивного ТВ – инвестиции в будущее.


«Это дорогая и очень умная услуга, - говорит об интерактивном ТВ главный редактор журнала «Кабельщик» Яна Бельская. – Ее мало будет продать абонентам, нужно будет еще и объяснить, как можно пользоваться всеми ее возможностями. Ровно потому, что это гораздо более продвинутая технология, чем, например, простое HD-телевидение, абоненты еще не готовы ею пользоваться. Они только-только начали привыкать смотреть «неэфирное» телевидение».
 

«Потенциал интерактивного сервиса должен быть высок и за этим будущее телевидения, но я пока не вижу массовость и даже примерный горизонт этой услуги, - отмечает Юрий Осипов. - Интерактивные услуги требуют от пользователя некоторых знаний или основ Интернета и телевидения, что сужает круг пользователей».


«Ряд уважаемых аналитиков отрасли сходится во мнении, что именно так будет выглядеть телевидение будущего. Однако, насколько близкого будущего? Ясно, что пройдет не 1, 2 и даже не 5 лет, а минимум 10, а то и больше, пока пользователи смогут привыкнуть к этому формату, - уверен аналитик AC&M Consulting Дмитрий Яременко. - В настоящее время рынок к этому абсолютно не готов - пользователями услуги станут лишь считанные энтузиасты».


Наталия Нелюбина

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: IPTV, кабельное телевидение Петербург