«Ниеншанц-Телеком» пошел своей дорогой

Департамент холдинга «Ниеншанц», - «Ниеншанц-Телеком», работающий на корпоративном рынке, теперь будет вести бизнес независимо от домашней сети «Ниеншанц-Хоум». С 2010 года оператор будет реализовывать собственную инвестиционную программу. В частности, в течение года «Ниеншанц-Телеком» планирует построить сети в центральных районах города и в промышленных зонах, вложив 15 млн. рублей. Игроки рынка неоднозначно оценивают разделение бизнеса по классу абонентов, однако эксперты уверены, что «раздельное хозяйство» положительно скажется на темпах развития бизнеса оператора, даже несмотря на высокую конкуренцию на интернет-рынке Петербурга для корпоративных клиентов.

«Главным принципиальным нововведением является отделение «Ниеншанц-Телекома» как независимой бизнес-стратегии и утверждение инвестиционного плана на 2010 год, - пояснил генеральный директор «Ниеншанц-Телеком» Олег Павлов. - Раньше все средства на развитие «Ниеншанц-Телекома» выделялись из средств «Ниеншанц-Хоума», и, соответственно, приоритетным при этом было направление развития домашней сети. В 2010 году планируется вложить 15 млн. рублей в строительство собственных сетей «Ниеншанц-Телекома», которые должны сосредоточиться в центральных районах и промышленных зонах Санкт-Петербурга».


Департамент телекоммуникаций и интернет-решений «Ниеншанц-Телеком» был образован в рамках холдинга «Ниеншанц» в 1999 году. Оператор специализируется на предоставлении услуг телефонии и доступа в Интернет корпоративным клиентам,  телекоммуникационных проектах по объединению офисов, систем VoIP-телефонии и т.д. На сегодняшний день в штате «Ниеншанц-Телеком» работает около 90 человек.


«Отделение «Ниеншанц-Телекома» - это логичный шаг, так как работа с корпоративными клиентами и домашняя сеть - это совсем разные проекты, и у них должны быть различные, независимые друг от друга инвестиционные планы, - одобрил решение коллег по цеху генеральный директор компании ОБИТ Андрей Гук. - Хватит заявленных инвестиций или нет для серьезного роста компании – вопрос спорный, но цифра озвучена откровенно небольшая. Скорее всего, «Ниеншанц-Телеком» частично будет использовать сеть «Ниеншанц-Хоум», хотя она охватывает не все районы города. И, видимо, это размер только стартовых инвестиций, а потом при успешном развитии событий будут произведены новые вливания».


Что касается влияния этого события на телеком-рынок Петербурга, Андрей Гук посчитал, что его вряд ли можно назвать серьезным. «Если рынок мало насыщен, выход нового игрока - это серьезные изменения и передел. Но у нас он очень насыщенный и высококонкурентный, и появление «Ниеншанц-Телекома» - это просто появление еще одного игрока, разумно ведущего свой бизнес», - пояснил г-н Гук.


«Не думаю, что реорганизация одной, не самой заметной на рынке компании, скажется на общей ситуации, - согласен и менеджер по маркетингу «Элтела» Константин Киселев. - Что касается самого деления, это можно расценивать либо как предварительное разделение активов, связанных с планами по M&A, либо акционерные дела».


«Инвестиции в развитие сети компании «ПетерСтар» составили с 1992 года (начала его существования) более $150 млн., - говорит аналитик AC&M Consulting Дмитрий Яременко. - При этом доля компании на корпоративном рынке оценивается в 35%. На втором месте – «Голден Телеком» с инвестициями около $100 млн. Его доля - 25%. Соответственно, на всех остальных относительно крупных и более мелких игроков приходится 40% рынка, а их в Петербурге не менее полусотни. Таким образом, инвестиции в $500 тыс. «Ниеншанц-Телекома» позволят ему построить магистральную волоконно-оптическую сеть длиной лишь около 200-300 км, что достаточно для охвата центральных районов, на которые они рассчитывают, но при этом говорить о доле рынка по итогам 2010 года выше 2-3% не приходится - слишком высока конкуренция».


«Доля «Ниенщанц-Хоум» на рынке домашнего Интернета Санкт-Петербурга составила на конец 2008 года 4,3%. В корпоративном сегменте ШПД Петербурга тройка лидеров занимает более 70% рынка, поэтому отделение «Ниеншанц-Телеком» не будет каким-то значимым событием на рынке, - полагает и руководитель группы исследователей-аналитиков Jason & Partners Кирилл Локтев. – Озвученных инвестиций хватит в среднем на прокладку 100-170 км оптоволокна».


Константин Киселев полагает, что запланированных на год вложений оператору хватит на подключение около 200 клиентов. «Но это если клиенты уже подписали договоры, поскольку процесс продаж тоже требует средств», - уточняет г-н Киселев.


«Выделение, по сути, в отдельную компанию положительно отразится на темпах развития бизнеса «Ниенщанц-Телекома», - считает, тем не менее, аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. - Во-первых, менеджмент получит возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами компании, действуя в интересах развития именно корпоративного сегмента бизнеса. Во-вторых, выделение в отдельную компанию позволит «Ниенщанц-Телекому» осуществлять самостоятельную политику в области привлечения заемных средств, необходимых на увеличение собственной инвестиционной программы и увеличение рыночной доли. В-третьих, что также важно, автономность решает проблему согласования тарифной, маркетинговой и иных политик ведения бизнеса, что повышает вероятность более гибкого реагирования компании на рыночную конъюнктуру».


Константин Киселев отмечает, что динамика развития корпоративного сегмента рынка в настоящее время положительная. «Если до лета клиенты не редко сокращали объем услуг, пытались перейти на Yota, отказывались от развития IT-инфраструктуры, то осень почти вернула количество подключений к показателям прошлого года», - подсчитывает г-н Киселев.


Однако в «Финаме», оценивая тот же сегмент, считают, что по итогам 2009 года будет зафиксировано сокращение абонентской базы и финансовых показателей компаний, ориентированных на бизнес-абонентов. «Причина – неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура. В условиях резкого спада спроса предприятия реального сектора оказались вынуждены сокращать расходы, в числе которых оказалась и корпоративная связь, - уверена г-жа Зайцева. - На указанном фоне у корпоративных провайдеров возрастут сроки окупаемости инвестиционных программ. Тем не менее, мы ожидаем восстановления спроса на услуги связи со стороны корпоративных клиентов уже начиная с первого-второго кварталов 2010 года на фоне восстановления экономики».


«В сегменте малого и среднего бизнеса в последнее время операторы, вышедшие из домовых сетей, активно теснят «старожилов» рынка за счет существенно более низких тарифов при приемлемом качестве предоставляемых услуг, достаточном для нужд небольшого офиса, - озвучивает еще одну возможную причину поддержания рынка «на уровне» Дмитрий Яременко. - В условиях кризиса цена становится решающим аргументом, чем активно пользуются новые игроки. А с учетом того, что операторы могут использовать для подключения корпоративных клиентов фрагменты сети, используемой для домашних пользователей, умеренные затраты позволяют поддерживать невысокие цены и в корпоративном сегменте».


Наталия Нелюбина

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: инвестиции, Ниеншанц Хоум