Реорганизации в «небесной сети». «Скай Линк» пойдет по новому пути

В конце прошлой недели, 12 февраля 2010 года, руководство компании «Скай Линк» анонсировало новую модель ее развития. Интересно, что пресс-конференция оператора, посвященная данному поводу, прошла в Петербурге – фактически, это единственное официальное мероприятие компании в городе более чем за год. Генеральный директор «Скай Линка» Гульнара Хасьянова осветила не только планы оператора, но и ситуацию на российском рынке мобильного доступа в Интернет.
Среди каскада весьма трезвых и реалистичных оценок рыночной ситуации г-жи Хасьяновой автору хочется вспомнить только основные тезисы. Во-первых, по ее данным, наибольшая часть пользователей мобильной «беспроводки» использует для этого совсем не дорогой смартфон, а относительно дешевый мобильный модем (кстати, в Санкт-Петербурге такое «железо» для сети CDMA2000 можно купить за 990 рублей). Это позволяет обеспечивать доступом любое мобильное устройство и заодно повышать ARPU из-за больших пакетов трафика. Во-вторых, г-жа Хасьянова повторила традиционное «заклинание» о том, что мобильный Интернет в любом случае является дополнением к фиксированным ШПД и «мобильные сети никогда не могут пропускать «тяжелый» контент с гарантией скорости – они для этого просто не предназначены». С этим тоже можно согласиться достаточно легко, особенно учитывая традиционное напряжение с радиоэфиром у отечественных операторов мобильной связи. Попутно г-жа Хасьянова вновь отметила, что компанию «Скартел» (WiMAX-услуги под брендом Yota) конкурентом, даже в Санкт-Петербурге, она для себя не считает и в заявления руководства Yota о том, что их абонентская база превышает 400 тыс. абонентов она не верит, иначе «это было бы заметно в нашей статистике». И в-третьих, была отмечена ситуацию по тарифам на мобильный Интернет. В будущем, по ее мнению, «дать безлимитку на радиоинтерфейсе нереально – тарифы для пользователей с большими объемами трафика будут либо контентными (то есть привязанными к какой-то группе ресурсов или типу потребления – прим. автора), либо условно-безлимитными (с пакетами трафика)».

Далее Гульнара Хасьянова осветила основную тему мероприятия – это реорганизация компании и новых кадровых назначений. Официальная версия всех изменений, конечно, благозвучное «формирование единого оператора» – именно поэтому новая структура группы включает три уровня управления: «Корпоративный центр» (он будет один), «Бизнес-единица»  (их будет шесть) и «Филиал» (сейчас их двадцать семь). «Раньше у нас было лоскутное одеяло более чем из 60 юридических лиц по всей стране, – комментировала г-жа Хасьянова подобную ситуацию, – но мы преобразовали все это в три основные компании, управлять которыми было несоизмеримо легче. Теперь, учитывая тот факт, что регионы растут очень быстро, мы делаем следующий шаг и адаптируем к этому нашу структуру управления».

Напомним, что в позапрошлом году компания уже предприняла кардинальные шаги по реорганизации бизнеса и образованию единого национального оператора – в конце 2008 года компания создала объединенную структуру «Скай Линк Регионы». Она была организована на базе 100-процентной «дочки» – краснодарского ЗАО «Астарта», в которую вошли 27 региональных компаний. Таким образом, под началом управляющей компании – ЗАО «Скай Линк» – стало находиться три «дочки»: «Скай Линк Регионы» (ЗАО «Астарта»), «Скай Линк – Москва» (ОАО «Московская Сотовая Связь») и «Скай Линк – Северо-Запад» (ЗАО «Дельта Телеком»). Кроме того, у «Астарты» есть еще дочерние предприятия – владельцы GSM-лицензий. Планировалось, что процесс интеграции на этом не остановится –  2009 год должен был завершиться объединением указанных четырех компаний.

В рамках объединения операционных компаний в 2008 году в регионах присутствия «Скай Линк» были реализованы единая система финансового планирования и отчетности, единая техническая политика, общая тарифная и продуктовая политика. В августе 2008 года организован единый контакт-центр для обслуживания абонентов во Владимире (см. новость раздела «Скай Линк» от 2 марта 2009 г.), в декабре сформирована единая линейка тарифных планов, которая затем поэтапно вводилась во всех регионах (в Петербурге – см., например, новость раздела «Скай Линк» от 5 февраля 2009 г.).

Что касается нынешней реструктуризации, то стоит отметить, что чем-то подобная система (единый Северо-Запад, выделение отдельного «командования» для Московской лицензионной зоны и отделение ее от Центрального округа, соответствие границ «Бизнес-единиц» макрорегионам) напоминает систему управления GSM-операторов «большой тройки», в частности, МТС и «МегаФона», однако отличия все-таки есть. К примеру, отдельная дирекция будет заниматься партнерскими проектами: по сути именно сюда будут «складированы» все MVNO-проекты компании, которых, по признанию г-жи Хасьяновой, у компании уже больше десятка. Правда, все, кроме партнерства с «ЦентрТелекомом» (проект был анонсирован в конце прошлого года, см. новость раздела «Скай Линк» от 18 ноября 2009 г., и его запуск должен будет состояться до конца 2010 года), находятся только в стадии переговоров. Было отмечено только, что наиболее активные запросы о MVNO поступают к «Скай Линку» из ЮФО, причем интерес вызывает как GSM-сети (в настоящий момент компания проводит формальную стройку базовых станций на тех территориях, на которые у нее есть лицензии), так и CDMA2000.

Вместе с этим, несмотря на хороший рост абонентской базы до 1,2 млн пользователей (более 30 % в год), наиболее сложным регионом остается Санкт-Петербург, который дал только 0,4 % прироста абонентов за год. И это при том, что ежемесячно «Скай Линк» подключает в городе порядка 6 тыс. абонентов – в основном любителей мобильного Интернета, поскольку база голосовых абонентов «вымывается» у «Скай Линка» из-за работы в городе оператора-дискаунтера Tele2. Подобную ситуацию генеральный директор «Скай Линк» объяснила ценовой войной и высокой концентрацией операторов связи, что, разумеется, давно не является секретом. «Мы недовольны показателями продаж в Петербурге и этого не скрываем, – отметила г-жа Хасьянова. – Именно поэтому мы и принимаем управленческие решения, в т.ч. кадровые». Возможно именно поэтому директором бизнес-единицы «Северо-Запад» весьма оперативно был назначен Алексей Дудин, ранее заместитель генерального директора «Дельта Телеком» и ЗАО «Скай Линк».

Остальные кадровые вопросы решились также методом перемещения «наиболее эффективных менеджеров» внутри компании – набор кадров «со стороны» был минимален. К примеру, директором бизнес-единицы «Москва» назначен Виталий Студитских, возглавлявший филиал «Скай Линк» в Воронеже. Сергей Ханненков, дотоле руководивший компанией, по вежливому комментарию пресс-службы компании, «получил более выгодное предложение от другой компании на рынке». Директором бизнес-единицы «Центр» назначен Виталий Костенко, ранее возглавлявший филиал в Твери. Руководить бизнес-единицами «Поволжье» и «Юг» оставлены «выдвиженцы» из этих же регионов – Ольга Муратова (ранее директор филиала в Нижнем Новгороде), а также Денис Кондраков (ранее возглавлявший филиал в Краснодарском крае и Республике Адыгея).

Бизнес-единицу «Партнеры», вполне логично, возглавил Вячеслав Решетько, ранее заместитель генерального директора «Скай Линк» по региональному развитию.

Кроме того, был представлен и «варяг» – бывший коммерческий директор Red Bull Алексей Кузнецов, который в начале февраля был назначен генеральным директором бизнес-единицы «Скай Линк – Регионы». Основная задача г-на Кузнецова – управлять операционной деятельностью компании. За г-жой Хасьяновой остается стратегическое направление развития.

В целом новый руководитель «Скай Линк Регионы» произвел благоприятное впечатление при личном общении. Правда, без его программных заявлений не обошлось – он немедленно пообещал увеличить скорость экспансии оператора связи, посетовал на желание работать только с большими идеями и проектами, пообещал агрессивно расти в т. ч. и на рынке Санкт-Петербурга. В ближайшее время г-н Кузнецов проведет встречи с производителями оборудования с тем, чтобы довести цикл доработки нового операторского «железа» «от каталога производителя до полки торговой точки» до 1,5-2 месяцев (сейчас – раза в три больше). Изменение ждут и политику розничных продаж – как минимум, будет «взбодрен» персонал собственных офисов продаж, кроме того, в розничных сетях (к примеру, «Евросеть», «Связной») будет усилено представление компании на полках. Помимо этого Алексей Кузнецов пообещал модернизировать работу с оборудованием, сделав упор на недорогие трубки и модемы. «Мы не будем выпускать огромное число телефонов или модемов, – уверенно говорил он, – их будет мало, по 2-3 «ударных» предложения в каждой ценовой группе, но мы будем проникать с ними везде».

Напомним предыдущие основные вехи развития компании «Скай Линк». В конце 2008 года оператор разработал стратегию развития на 2009-2012 гг. и представил стратегию «Баланс» (см. новость раздела «Скай Линк» от 24 октября 2008 г.). Тогда оператор обслуживал 850 тыс. абонентов (из них 390 тыс. в Москве, 240 тыс. в Петербурге). По совокупным итогам 2008 года компании удалось набрать базу более 1 млн подписчиков и заработать 8,3 млрд рублей (см. новость раздела «Скай Линк» от 9 апреля 2009 г.). За первое полугодие 2009 года число абонентов превысило 1,1 млн человек, а объем трафика передачи данных составил 1090 Тбайт, показав рост на 86 % по сравнению с аналогичным показателем 2008 года (см. новость раздела «Скай Линк» от 27 августа 2009 г.).

И наконец, в декабре прошлого года «Скай Линк» более четко обрисовал свои планы по развитию GSM-сетей и переходу к стандарту 4-го поколения LTE (см. новость раздела «Скай Линк» от 24 декабря 2009 г.).

Рубрики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: мобильный Интернет, СкайЛинк