Сотовые операторы пострадали от лохотронщиков. Борьба с ними оказалась слишком дорогой.

Противодействие сотовых операторов SMS-лохотронам может обернуться масштабным переделом рынка мобильного контента, объем которого в 2009 году составил около 31,5 млрд рублей. Как стало известно "Ъ", с целью усиления контроля над производителями контента ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) запросили у контент-агрегаторов информацию об их партнерах. Участники рынка опасаются, что оператор решил работать напрямую с поставщиками контента и отказаться от посредничества контент-агрегаторов. Это позволит МТС компенсировать свои потери от борьбы с мошенниками.

Резкий всплеск мобильного мошенничества произошел в конце прошлого года. По данным аналитиков, "серые" контент-провайдеры смогли заработать в 2009 году на, де-факто, обмане пользователей сотовой связи порядка $50 млн. Жертвами SMS-лохотронов стали миллионы абонентов, а над мобильными операторами и их партнерами нависла угроза коллективных исков — около 40% от всех обращений в контакт-центры сотовых компаний были связаны с мошенничеством. Операторы не стали дожидаться, когда гнев обманутых пользователей падет на их плечи, и запустили кампанию по борьбе с мошенничеством в сотовых сетях.


Прежде всего операторы стали штрафовать контент-агрегаторов, чьи короткие номера используются в мошеннических целях, и закрывать сомнительные сервисы. Кроме того, сотовые компании запустили услуги по бесплатным консультациям пользователей и предприняли ряд других мер. Вчера МТС сообщила о результатах своей борьбы с мошенниками. Количество случаев с обманом пользователей сократилось в несколько раз, а крупные партнеры МТС были вынуждены заплатить внушительные штрафы. Так, "Контент-провайдер Первый Альтернативный" был оштрафован более чем на 40 млн рублей, "ИнкорМедиа" — на 20 млн рублей, "Нева Лайн" — на 15 млн рублей. О своих успехах на ниве борьбы с мошенниками рапортуют и два других оператора "большой тройки" — ОАО "Вымпелком" и ОАО "Мегафон". "Сейчас мы видим существенное снижение тех видов мошенничества, которые были популярны ранее. Это совокупный эффект — и саморегуляция отрасли, и комплексные меры операторов, сумевших повлиять на контент-провайдеров, с одной стороны, и повысить информированность абонентов — с другой", — сообщили "Ъ" в пресс-службе "Вымпелкома".


Однако, судя по всему, борьба с мошенниками только начинается. Как стало известно "Ъ", с целью усиления контроля над мошенническими схемами МТС попросила контент-агрегаторов предоставить ей списки своих партнеров. С одной стороны, просьба вполне обоснованная. До сих пор найти зачинщика того или иного лохотрона было практически невозможно. Оператор кивал в сторону контент-агрегатора, чьи короткие номера фигурировали в мошеннической схеме, контент-агрегатор, в свою очередь, информировал обманутого пользователя о том, что жульнический сервис предоставляет не он, а один из его партнеров, которому сам контент-агрегатор лишь сдает в аренду короткий номер. При этом в качестве "партнеров" обычно выступают частные лица либо офшорные компании без офиса, сайта и прочих атрибутов прозрачного бизнеса.


С другой стороны, контент-агрегаторов весьма насторожила просьба МТС. Ряд игроков рынка в приватных беседах высказывают опасение, что под соусом борьбы с мошенничеством операторы могут пересмотреть действующую схему предоставления контент-услуг и вообще отказаться от посредничества контент-агрегаторов. "Особенно просто это будет сделать, когда оператор получит информацию о всех наших партнерах. Мы сами заинтересованы в борьбе с мошенниками, ведь основной наш бизнес основан на легальных и прозрачных услугах", — сообщил "Ъ" на условиях анонимности один из участников рынка контент-услуг.


Опасения контент-провайдеров не выглядят параноидальными. Борьба с SMS-лохотронами привела не только к сокращению числа случаев мошенничества, но и снижению доходов операторов. Дело в том, что сотовые компании получают 40-50% от стоимости контент-услуг, в том числе и сомнительных, 10-20% получают контент-агрегаторы, остальное — производители услуг и контента. Соответственно, сократив число лохотронов, операторы существенно сократили и свои поступления. Вынеся контент-агрегаторов за скобки разделения доходов и приступив к работе с производителями контента напрямую, сотовые компании с лихвой смогут компенсировать потери от борьбы с мошенничеством. Объем рынка мобильного контента в 2009 году составил 31,5 млрд рублей.


Борис Горлин

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, SMS, мобильное мошенничество