Оператор-новичок хочет обрушить латвийский рынок

Третий по числу абонентов латвийский GSM-оператор Bite Latvija, являющийся дочерним предприятием датской TDC, обнародовал в четверг свои прогнозы по развитию рынка в 2006 году. Компания намерена завоевать как минимум 12% рынка. И поскольку конкуренты будут всеми силами стремиться удержать свои позиции, пользователей ожидает как кардинальное снижение тарифов, так и бурное развитие новых услуг.

Bite Latvija, в марте 2005 года купившая на аукционе пакет лицензий GSM/UMTS, начала работу на рынке 15 сентября минувшего года. Вначале компания выпустила карточку предоплаты Toxic с очень низкими, по меркам латвийского рынка, тарифами (0,086 USD/мин. за разговоры между пользователями Toxic и 0,258 USD/мин. за звонки в другие сети). Потом - два тарифных плана для частных клиентов тоже с достаточно привлекательными расценками.

Действия активного новичка расшевелили доминирующих GSM-операторов Tele2 и LMT (49% - TeliaSonera). Последние кардинально пересмотрели свою ценовую политику, начав предлагать и новые, более удобные и выгодные для пользователя тарифные планы, и продвинутые услуги. У LMT появилось мобильное телевидение и прямая почта push-mail, Tele2 под занавес прошлого года начал коммерческую эксплуатацию UMTS и запустил услугу видеозвонков.

Bite Latvija прогнозирует, что в этом году конкуренция станет еще более острой. Сейчас у нового оператора, несмотря на небольшую зону покрытия и услуги только "в рамках первой необходимости", уже 55 тыс. клиентов, что составляет 2,8% латвийского рынка. Оператор уверен, что к концу года его кусочек мобильного пирога составит уже 12%. А вот доля LMT снизится на 3% - с 44% до 41% (по количеству активных SIM-карт), у Tele2 же - на 5%: с 46% до 41%.

Разумеется, доминирующие операторы, занимающие высшие позиции в рейтинге самых прибыльных предприятий страны, будут всеми силами стараться сохранить свои позиции и уровень доходов. Напомню, что в 2004 г. оборот LMT составил 257,4 MUSD, прибыль - 94,5 MUSD; оборот Tele2 137 MUSD, прибыль 44,4 MUSD. Финансовые результаты 2005 г. компании еще не обнародовали, но безусловно темпы прироста бизнеса на 10--30% в их отчетности сохранятся.

Глава Bite Latvija Йуспер Тейл Эриксен заявил 12 января на пресс-конференции, что, благодаря острой конкуренции, в течении 2006 года потребительские тарифы снизятся как минимум на 30%. А уровень проникновения сотовой связи в Латвии превысит 90%. Отметим, что показатель этот отнюдь не высокий. В соседней Литве, где уже с 2000 года работают три GSM-оператора - Tele2, Omnitel (TeliaSonera) и Bite Lietuva (TDC), к концу года, по прогнозам, уровень проникновения составит 155%.

В Bite уверены, что еще более усилится конкуренция в сегменте предложений для бизнес-клиентов. Компания намерена начать обслуживать эту категорию абонентов уже в первом полугодии. Причем, учитывая, что литовцы очень активно развивают бизнес в Латвии, а латыши пытаются что-то делать на литовском рынке, Bite станет предлагать услуги "мобильного офиса", позволяющие предпринимателям чувствовать себя в любой стране как дома. Разумеется, Tele2 и LMT не отстанут. Тем более что у них есть определенное преимущество: их "мамы" - корпорации Tele2 и TeliaSonera - работают не только в Литве и Латвии, но и в Эстонии. Да и в России занимают неплохие позиции, не говоря уж о Скандинавии.

Ожидается и увеличение спроса на услуги передачи данных. В Bite говорят, что в 2006 году как минимум 15% латвийских потребителей станут использовать свои аппараты не только для звонков и отправки SMS.

Руководитель Bite заявил, что его компания уже в первом полугодии начнет развертывать сеть UMTS (у LMT и Tele2 сети 3G уже имеются и услуги доступны 30% жителей страны). Правда, о массовом спросе говорить пока рано. Только к 2010 году услугами UMTS станут пользоваться 20% клиентов мобильных операторов, а всенародным (востребованным более чем у 50% потребителей) сервис станет лишь к 2012 году.

Отметим, что сейчас многих пользователей отпугивает высокая цена аппаратов, поддерживающих UMTS, да и ассортимент их невелик. Так что даже в сети крупнейшего оператора LMT, претендующего на звание оператора "бизнес-класса", таких аппаратов только 1,5 тыс. То есть менее чем 0,2% от всего количества клиентов, коих у оператора более 850 тыс. Однако в этом году ситуация обещает кардинально улучшиться. На рынке появится 10-15 новых моделей 3G-телефонов, а как минимум 50% проданных аппаратов будет поддерживать EDGE.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: